Что происходит с рынком технологий в Узбекистане
Власти Узбекистана поставили цель: превратить страну в региональный IT-хаб. В республике уже построили крупнейший в Центральной Азии технопарк, запустили программу релокации айтишников и придумали для них специальную визу. Перспектив для развития отрасли у страны много — станет ли республика новой IT-столицей и какой вклад внесут специалисты из России?
Переход на цифру
Узбекистан взял курс на развитие технологий в 2018 году, когда новоизбранный президент Шавкат Мирзиеев посетил Индию — один из крупнейших мировых хабов IT-аутсорса. Он поручил правительству изучить опыт страны и перенять все самое полезное. Спустя год в Ташкенте появился IT Park площадью 6 га, созданный для поддержки и развития локальных компаний и стартапов.
Резиденты IT Park освобождаются от корпоративного налога, единых социальных выплат и таможенных платежей при импорте товаров для собственных нужд. Для них действует пониженный подоходный налог — 7,5%.
Новый технопарк называют самым крупным хабом для айтишников в Центральной Азии с представительствами в США, Германии и Латвии. Сейчас у него более 1100 резидентов, из них около 300 компаний ориентированы на поставку услуг на глобальный рынок, в основном в США — на страну приходится около 80% экспорта. За ней следуют Великобритания, Германия, Россия, ОАЭ и другие.
По данным самого IT Park, объем экспорта резидентов в 2022-м достиг $140 млн. При этом еще три года назад он составлял всего $6 млн. Предполагается, что до конца года показатель превысит $300 млн, а в следующем году вырастет до $500 млн. Фокус на экспорт объясняется маленьким внутренним рынком, который не может обеспечить необходимый спрос для поддержания производства на высоком уровне, объясняет «Компании» директор по развитию бизнеса Axoft в Узбекистане Искандер Назмеев. А низкая стоимость рабочей силы делает страну более конкурентоспособной на мировом рынке.
Республика развивает технологии по всем направлениям, в том числе за счет инвестиций в цифровую инфраструктуру. Например, в сфере финтеха: в 2021 году в стране появилась третья платежная система, а сейчас центробанк изучает варианты введения цифрового сума. Отдельное внимание уделяется образованию: уже создана национальная IT-академия, а до конца года в Узбекистане должны появиться более 200 спецшкол с углубленным изучением информатики, отметил Назмеев.
В Узбекистане также активно развивается рынок венчурных инвестиций. За прошлый год местным стартапам удалось привлечь около $15 млн. Среди успешных проектов — сервис для электронных платежей Payme, приложение для заказа такси MyTaxi, платформа для онлайн-микрокредитования Humo, сервис для онлайн-обучения EVO. «Единорогов» среди них пока нет.
Приток релокантов сыграл на руку
Узбекистан не только дает возможность развиваться и выходить на новые рынки локальным проектам, но также активно привлекает специалистов из других стран. Например, после февральских событий 2022 года республика оперативно внедрила программу поддержки релокантов из России: их бесплатно консультировали по вопросам переезда, регистрации и даже открытия банковских карт.
Еще айтишникам теперь выдают специальную визу. Ее могут получить инвесторы, учредители IT-компаний и сами специалисты. Виза позволяет свободно въезжать в Узбекистан в течение трех лет, разрешение на работу в стране с ней не требуется, а зарплату можно получать в валюте.
По оценке советника директора IT Park Баходыры Аюпова, в Узбекистан в общей сложности приехало до 6 тысяч высококвалифицированных специалистов. В основном это айтишники, которые уже сотрудничают с определенными компаниями. В дальнейшем страна рассчитывает привлекать больше «свободных» кадров, которые могли бы найти работу уже в самом Узбекистане.
Узбекистан — новая IT-столица региона?
Собеседники «Компании» называют главным фактором, который способствует развитию отрасли, поддержку со стороны государства в виде налоговых и визовых преференций, а также современной IT-инфраструктуры. Но говорить о статусе новой IT-столицы региона пока сложно, считает директор по развитию HD Tech Денис Хадасков. Это объясняется низким числом профильных специалистов и высокой конкуренцией с соседними странами, которые пошли по пути цифровизации и развития сектора технологий значительно раньше.
После прихода к власти в 2016 году Шавкат Мирзиеев начал процесс либерализации Узбекистана. Проведенные им реформы (включая курс на развитие IT-сектора) хорошо работали на улучшение имиджа страны и помогали привлекать инвестиции из-за рубежа.
Но не все ожидания от нового главы республики оправдались: в 2023 году он изменил Конституцию, увеличив сроки президентских полномочий и обнулив свои собственные.
Сейчас Узбекистан занимает 149 строчку из 167 в рейтинге индекса демократии EIU.
Главный конкурент в регионе — Казахстан, где экспертиза и госинвестиции в отрасль значительно выше, продолжает Хадасков. По итогам 2022 года казахстанский экспорт ИКТ-услуг составил примерно $470 млн, а рынок IT-услуг оценивается в $1,71 млрд. По темпам роста экономика Узбекистана опережает своего северного соседа, поэтому можно предположить, что в перспективе страна может как минимум догнать его с точки зрения развития IT-отрасли, говорит собеседник.
«По итогам 2022-го объем рынка IT-услуг в Узбекистане оценивался в $1,9 млрд, а потенциал роста в этом году составляет около 20% — за счет активного привлечения зарубежных потребителей. Так что в перспективе у страны есть все шансы занять одну из лидирующих позиций на рынке Центральной Азии», — добавил он.
Мировые IT-столицы периодически меняются. Например, если раньше королями финтеха в Европе считались Лондон и Берлин, то теперь за это звание борется Париж. Страна заманивает молодые таланты в том числе стартап-визами и щедрыми госгрантами.
Фото: pixabay
Ануш Алексанян
По материалам: “Компания”