Залечь на дно в Вомбжезьно

Украина бросилась на поиски уклонистов

На фоне поступающих данных о существенных потерях ВСУ в ходе контрнаступления на Украине ужесточается законодательство в отношении военнообязанных. Местные политики всё чаще высказываются о необходимости возвращать на родину подлежащих мобилизации граждан. Насколько реализуемы эти планы и какими могут быть последствия, выяснили «Известия».

После нас хоть погост

Впервые о возможности депортации заявил 1 сентября глава президентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Мера может коснуться лиц, которые покинули страну по фальшивым справкам о негодности к службе по состоянию здоровья. Политик отметил, что у Киева есть возможности вернуть таких людей на родину через процедуру экстрадиции. Депутат заявил, что по возвращении они будут нести «соответствующую» ответственность перед государством.

Ранее секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил о вероятности дополнительной мобилизации. Он также отметил, что в соответствии с поручением президента Украины правоохранительные ведомства будут проверять «тысячи» справок по инвалидности и непригодности к военной службе, выданных военно-врачебными комиссиями с февраля 2022 года, с целью поиска уклонистов.

Наконец, 4 сентября ведущее польское издание Rzeczpospolita вышло со статьей, в которой сообщалось о том, что часть украинцев — не уклонистов, а посредников нелегальной миграции — уже депортирована на родину. По сведениям издания, с 24 февраля прошлого года по 31 августа этого года в Польшу въехало почти 2,87 млн граждан Украины в возрасте 18–60 лет, а выехало почти 2,8 млн украинцев. То есть, как пишет Rzeczpospolita, «80 тыс. украинцев призывного возраста въехали в Польшу после 24 февраля 2022 года и испарились». В материале приводятся слова Федора Вениславского из комитета по национальной безопасности, обороны и разведки Верховной рады, который называет эту цифру «важной для Украины, потому что этих людей можно было бы мобилизовать и пополнить ряды наших вооруженных сил, тем самым укрепив нашу оборону и безопасность».

Такая активность официального Киева свидетельствует как минимум о двух очевидных, но не признаваемых Киевом обстоятельствах. Во-первых, проблема восполнения понесенных с начала июня серьезных потерь действительно существует. Во-вторых, сегодняшний уровень коррупции в ВСУ таков, что стал неприемлем даже для современной Украины.

Потребности и возможности

Намерения украинского государства, высказанные Даниловым и Арахамией, между тем не выдерживают критики. «Проверка тысяч медицинских справок» (если она, конечно, будет осуществляться по закону) без проведения дополнительных комиссий бессмысленна и технически неосуществима. Как следует из заявления пресс-секретаря Главного управления польской полиции Мариуша Чярки, украинской генеральной прокуратуре необходимо будет направить как минимум несколько тысяч (если считать, что большая часть обладателей «белых билетов» получила их законным способом) запросов в Интерпол. И это приблизительные данные только на тех, кто прячется от мобилизации в Польше. Перед тем как попасть в международную базу разыскиваемых лиц, эта информация должна быть обработана.

Далее полиция должна будет найти и арестовать подозреваемого. Для сведения: за весь прошлый год Интерполом по всему миру проведено 3174 ареста с последующей экстрадицией. Но и этого для депортации будет недостаточно, ведь соответствующее решение будет принимать польский суд на основании представленных украинской стороной доказательств. Таким образом, на реализацию данной инициативы с достойным упоминания результатом и исключительно в границах Республики Польша уйдет немало времени. Как и любой бюрократический процесс, этот механизм можно ускорить при обоюдном желании сторон, однако сделать его массовым проблематично.

Кроме того, угроза возвращения на родину подтолкнет часть украинцев к попытке отказа от гражданства и миграции в условно нейтральные государства — например, в страны СНГ.

Что же касается непосредственно поиска подлежащих мобилизации лиц, то эксперты подчеркивают, что далеко не во всех европейских странах законодательство в принципе разрешает депортацию в подобных случаях.

В то же время Польша получает от находящихся на ее территории украинцев немалую экономическую выгоду, подчеркивает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт Валдайского клуба Дмитрий Офицеров-Бельский. По его словам, 70% официально проживающих в Польше украинцев сами себя содержат и платят налоги и этим серьезно замещают уехавших в Западную Европу поляков.

— Кроме того, ЕС выделил порядка €200 млн на обеспечение мигрантов с Украины. Множество украинцев получают «карту поляка», а это значит, что через несколько лет они получат все соответствующие социальные гарантии, а в Польше будет создана база для «украинской национальной партии», — отмечает эксперт.

Обмани, но останься

Впрочем, если иметь в виду тех, кто остался на Украине, то перепроверка ранее выданных документов открывает еще одно «окно возможностей» для работников военных комиссариатов. Теперь с негодных к мобилизации можно будет вновь требовать деньги за «подтверждение» диагноза. После решения поголовно уволить всех областных военкомов Банковая следующим своим шагом создает новые возможности для их сменщиков.

Ранее всё тот же Вениславский внес в парламент законопроект об отмене отсрочки от мобилизации для лиц старше 30 лет, получающих второе высшее образование. До этого момента этот способ избежать или, по крайней мере, отсрочить призыв был одним из самых популярных. Кроме того, украинские соцсети обсуждают якобы готовящийся к рассмотрению законопроект о трехкратном, до 4,5%, повышении введенного еще в 2014 году так называемого «военного налога».

3 сентября министерство обороны Украины выпустило приказ, в котором разрешило мобилизацию ограниченно годных к воинской службе. Расширен список допустимых болезней, который включает бессимптомный ВИЧ, хронические заболевания крови, кратковременные расстройства психики и другие.

Также на этой неделе появилась информация о том, что возможная мобилизация коснется и женщин.

Все на нервах

Пока почти все перечисленные нововведения в лучшем случае существуют только на бумаге и их эффективность вызывает вопросы. В то же время обращает на себя внимание, что о них украинский обыватель узнал практически одномоментно, в течение одной недели, и поэтому несложно представить его реакцию.

По этой причине одним из очевидных результатов вводимых мер может стать постепенное изменение информационной среды на Украине. Прессинг, который Киев комплексом этих решений оказывает на население, может привести к «усталости» и требованию перемен.

В этом контексте Зеленский попал в ту же ловушку обманутых ожиданий, что в и отношениях с зарубежными союзниками, отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов.

— На фоне провала контрнаступления и отсутствия результатов у Зеленского и его офиса нет возможности реализовать обещанное ни перед Западом, ни перед собственными гражданами. Бессмысленные заявления о «возвращении к границам 1991 года» на время могут мобилизовать население, но по существу они пустые. Со временем Зеленскому приходится за них расплачиваться, в том числе с радикальными элементами внутри украинского общества. Те факторы, которые связаны с провалом общей стратегии, теперь являются факторами дестабилизации. И конечно, это будет негативно сказываться на уровне общественной поддержки, — подчеркнул эксперт.

Фото: pixabay

Андрей Кузмак

По материалам: “Известия”

Ранее

Консольная закупка

Далее

«Врачей семь лет учат тому, чтобы людей спасать, а не убивать»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru