Насколько реально России заработать
В сентябре цены на нефть марки Brent перешли к росту и в моменте торговались на отметке 93,8 доллара за баррель. Третий квартал может стать лучшим для нефтяного рынка с начала 2022 года. Возможен ли рост цен на топливо до отметки 100 долларов и сколько на этом заработает Россия — в материале «Компании».
Будет ли нефть по 100 долларов?
Опрошенные «Компанией» эксперты допускают, что цены в перспективе могут подняться и до этой отметки. Особенно с учетом того, что уже сейчас топливо в Лондоне торгуется на уровне 92 долларов за баррель, говорит член правления Независимого топливного союза, руководитель аналитического центра Григорий Баженов. Рост цен на рынке может произойти, если Саудовская Аравия объявит об очередном продлении сроков добровольного ограничения добычи, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.
В последний раз Саудовская Аравия продлила добровольное сокращение добычи на 2 млн баррелей в сутки на сентябрь. В этом месяце королевство производит около 9 млн баррелей нефти в сутки — это минимальный уровень за несколько лет. Если Эр-Рияд будет придерживаться этой тактики и дальше, то не исключено, что игроки рынка станут пытаться загнать цены выше 100 долларов за баррель, считает Митрахович. Но эксперт отмечает, что цена на нефть по определению волатильна, поэтому прогнозировать что-либо сложно.
Действия Саудовской Аравии уже привели к самому сильному сокращению добычи нефти ОПЕК за последние три года. Например, в июле страны картеля производили 900 тысяч баррелей нефти в сутки (всего около 27,79 млн баррелей).
Россия же объявила о решении добровольно сократить поставки нефти на рынки в августе на 500 тысяч баррелей в сутки, в сентябре РФ продолжит сокращение экспорта — теперь на 300 тысяч баррелей. К такой мере власти прибегли в том числе на фоне того, что стоимость Urals уперлась в санкционный потолок. Так, 18 августа цена российской нефти превысила 70 долларов за баррель при установленном потолке в 60 долларов.
При наличии подобных ограничений со стороны Запада возникает вопрос: как будет продаваться российская нефть, если цены на Brent поднимутся до 100 долларов? По словам Баженова, даже при действующем потолке цен ограничения легко обходятся и, в общем-то, рынки сбыта за последний год несколько изменились.
«Несмотря на существование определенного спреда между Brent и Urals, мы все равно видим, что вслед за ростом европейской марки увеличивается в цене и российская. Соответственно, растет и выручка российских экспортеров, а следственно, доходность бюджета страны», — говорит Баженов.
Курс на сокращение дисконта
Российская нефть Urals торгуется с дисконтом к Brent, но за последний год его размер многократно менялся. Если раньше скидка составляла 2–4 доллара, то в 2022 году на фоне спецоперации она превышала отметку в 30 долларов. В конце июля глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил о сокращении дисконта менее чем до 15 долларов за баррель (в среднем).
На этой неделе стало известно о планах российских властей поэтапно снижать дисконт нефти Urals к мировому эталону — с 20 до 15 долларов в 2024 году и до 6 долларов в 2026-м (речь не о реальном дисконте, а о показателе, который планируют использовать при расчете налогов с нефтетрейдеров). Предложенные изменения позволят бюджету дополнительно собрать уже в следующем году 860,9 млрд рублей, а в 2025-м — 933,8 млрд рублей.
«Минфин говорит, что российская нефть сейчас стоит около 77 долларов в порту отгрузки без учета транспортировки и страховки. Международные агентства и другие западные структуры называют цифру в 70 долларов. То есть сколько в реальности составляет дисконт — вопрос спорный, но он все равно есть. Однако лучше продавать с дисконтом, чем не продавать вовсе», — отмечает Митрахович.
Кто в выигрыше
В начале 2023 года цены на нефть Brent находились в диапазоне от 81 до 86 доллара за баррель, а прогнозы аналитиков были сдержанными. В то же время Urals в январе-феврале в среднем торговалась на отметке 49,5 доллара за баррель. К осени цены на нефтяном рынке перешли к заметному росту. Среди причин — не только сокращение добычи странами ОПЕК, но и введенное Россией временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива. Аналитики предположили, что такое решение ключевого экспортера, вероятно, усугубит ситуацию с дефицитом топлива на мировом рынке.
На момент написания новости фьючерс на нефть Brent с поставкой в декабре торгуется у отметки 91,64 доллара. Цена нефти Urals на бирже достигла 77,7 доллара.
Рост стоимости нефти, конечно, ведет к увеличению доходов экспортеров и предполагает более высокие поступления валютной выручки на отечественный рынок, напоминает Баженов. «Бюджет, безусловно, выигрывает в рамках повышения цен на нефть. Я полагаю, что базовые доходы, которые запланированы на этот год, будут выполнены», — продолжает эксперт, отмечая, что свою роль могут сыграть факторы, связанные с оттоком валюты.
Правительство недавно пошло на уступки компаниям, в том числе экспортерам нефти, разрешив им оставлять валютную выручку за рубежом, говорит Митрахович. «Это объясняется тем, что экспортерам необходимо обеспечивать свои дальнейшие операции. Им удобнее, чтобы деньги хранились за рубежом. Вероятно, если у нас будет новая девальвация или что-то подобное, то правительство вернется к требованию об обязательной продаже валютной выручки», — добавляет эксперт.
По мнению собеседника, развитие ситуации зависит от баланса интересов: правительство решает, что важнее в конкретный момент — сохранить бизнес экспортеров, позволить им больше торговать и вносить денег в бюджет или же останавливать новую волну девальвации.
«Вопрос о возврате валютной выручки лишь один из нескольких. На самом деле важнее вопрос сохранения высоких цен на нефть, которая, в общем-то, позволяет всей российской экономике существовать. Если же мы, нефтеэкспортирующая страна, окажемся в условиях дешевой нефти, будет сильно сложнее», — заключил он.
Ранее правительство РФ повысило свой прогноз по ценам на российскую нефть. Согласно ему, средняя экспортная цена на топливо в текущем году составит 63,4 доллара за баррель, а в 2025-м — 71,3 доллара.
Фото: pixabay
Ануш Алексанян
По материалам: “Компания”