Рост цен неприятно удивит
Инфляции в России по осени разогналась не на шутку, и тормозить не собирается. В правительстве прогнозируют, что сентябрьский показатель в 5,7% к декабрю дорастет до 7,5%. Чаще всего в таком разгуле цен винят резко подешевевший к концу лета рубль. Однако, к примеру, подавляющее большинство продуктов производятся внутри страны, но, несмотря на это, по данным Росстата, минимальный «съедобный набор» подорожал с начала года на 8,9%. Но этого мало: по прогнозам экспертов, в ближайшее время еще вырастет стоимость целого ряда продуктов — мяса, рыбы, сахара, овощей, фруктов и даже детского питания. Высокая продовольственная инфляция, рост цен на энергоносители и снижение доходов вынуждают россиян искать все более экономные решения. Помочь им в этом и объяснить происходящее с ценами на прилавках «МК» пригласил экспертов: директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца и председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина.
Виноваты рубль и бензин
— Инфляция в России ускорилась. Годовой показатель в сентябре вырос до 5,74% — нового максимума с февраля. Расскажите, чем обусловлен такой тренд? Какие факторы сейчас провоцируют подорожание товаров и услуг?
Янин: — Рост инфляции в сентябре обусловлен провалом рубля. Поясню на примере бананов. Судя по анализу потребительских цен, который проводит Росстат, бананы подорожали на 30% с начала года. То есть ровно настолько, насколько обвалился рубль. К бананам по темпам роста цен иногда подтягиваются яблоки, помидоры и еще целый ряд товаров, которые очень быстро реагируют на девальвацию. Между тем девальвация была выгодна правительству. Чиновники не скрывают радости: обвал рубля — это плюс для бюджета, для доходов, которые поступают с экспорта нефти. Последствие такого обвала рубля — рост цен. Падение рубля люди оплатят, покупая привычные товары по более высокой стоимости. По мнению самих россиян, инфляция в России по итогам года составит 11%, что в 2,5 раза выше того, что прогнозировал Минэкономразвития. И это мнение россиян выглядит гораздо мудрее прогноза чиновников.
Зубец: — Если мы посмотрим официальные данные Росстата за июль, то рост потребительских цен составлял 4,5%. То есть еще летом инфляция была незначительной. Но если брать темпы роста цен за последние недели, то действительно, они увеличиваются весьма заметно. Это связано, в частности, с девальвацией рубля. Все, что связано с импортной составляющей, растет в цене: автомобили, бытовая техника и так далее. Вместе с тем я бы не стал говорить, что сегодня в России существует серьезная проблема с увеличением цен. Судя по анализу потребительского поведения, каких-то серьезных признаков того, что люди стали экономить, нет. Потому что реальное благополучие, даже несмотря на то, что инфляция растет, в нашей стране увеличивается. И это хорошо. По большому счету гражданам совершенно не интересен ни ВВП, ни другие макроэкономические показатели как таковые. Им нужен реальный рост реальных доходов, которые у них в кармане. По этому показателю в России ситуация улучшается.
— Считается, что помимо слабого рубля, ведущую роль в ускорении инфляции сыграли цены на бензин, с ростом которых активно борются в правительстве. Действительно ли рост цен на топливо влияет на инфляцию в целом? И почему действия властей, направленные на стабилизацию, не помогают?
Зубец: — Бензин входит во все составляющие российских товаров: это транспорт, доставка, логистика. У нас дефицит не только по бензину, но и по дизельному топливу, по солярке. Причем темпы роста стоимости солярки оказались выше, чем бензина. Но у нас в стране непростая ситуация: идет спецоперация. Танки, бронемашины, другая военная техника потребляют большое количество топлива. Понятно, что никто не будет ограничивать потребление для военной техники. В то же время при нынешнем курсе рубля становится выгодно заниматься экспортом даже при высоких внутренних ценах. Речь не только про солярку. Это широкая номенклатура товаров. Люди повезли за границу буквально все что можно. При долларе по 100 рублей без ограничений на внешнем рынке можно продать что угодно. Все возьмут и еще добавки попросят. Поэтому единственный способ ограничить рост цен на бензин и на солярку — запрет на экспорт. Что, собственно, и произошло. Понятно, что запрет на вывоз долго не продержится, его уже начали частично отменять — потому что нефтяные компании тоже хотят зарабатывать, они налоги платят. В результате в ближайшие месяцы возможно даже снижение цен на бензин. А дальше, скорее всего, все вернется на круги своя, и топливо опять будет дорожать. В какой-то степени это будет стимулировать инфляцию.
Политическая воля для капусты
— Судя по данным Росстата, подорожало три четверти потребительской корзины, и столь высокой доли растущих в цене позиций в этом году еще не наблюдалось. Возьмем самое популярное мясо в России. Еще в марте килограмм курятины стоил 220 рублей за килограмм, а с августа — 330 рублей. В некоторых регионах доходит до 390 рублей. Незначительное подорожание на свинину и мясо кур все лето фиксировал и Росстат, но участники рынка утверждали, что цены изменились не на 5–7%, а на 20–25%. В чем причина взлета цен на мясо и кто, собственно, их задирает — производители или продавцы?
Янин: — То, что российская курица подорожала на 23% — это отдельная история. Люди испытали ценовой шок и, конечно, для них изменение цены в сторону повышения будет означать прямой сигнал к сокращению покупки этого вида мяса. Если цены продолжат расти, начнется переход на безбелковую альтернативу: макароны, картошку. Соответственно, птицеводы и мясопереработчики, скорее всего, будут стремиться затормозить рост цен, а то повышение, которое они уже произвели, позволит им до конца года спокойно протянуть.
Зубец: — Почему курица улетела? Курица улетела в цене, потому что долго стояла на месте. Курятина — это дешевое мясо для бедных. Ее цена зависит от цены кормов. А корма для производства — это зерновые. Стоимость зерновых долго стояла, потом начала расти. В результате стали дорожать корма и все остальные компоненты, необходимые для производства курятины. Производители мяса птицы, долго державшие цены на минимуме, были вынуждены их поднять. То есть это некая реакция на общую негативную конфигурацию рынка. Поэтому курица и взлетела в цене.
— Остановимся на ценах на плодоовощную продукцию. Ее стоимость в России традиционно осенью идет вверх. Почему помидоры и огурцы дорожают?
Зубец: — Цены на эти продукты растут в осенне-зимний сезон каждый год. Не думаю, что этот год будет исключением из правил. На стоимость плодоовощной продукции влияет отсутствие в России мощностей по хранению. Наши аграрии могут вырастить большое количество капусты, моркови, яблок. Но проблема в том, нужны овощехранилища, которые стоят кратно дороже, чем инвестиции в поле, в трактора и в удобрения. Недостаток мощностей по хранению — это главный драйвер роста цен. Еще в 2021 году правительство озаботилось вопросом: «почему капуста и морковка продаются по 200 рублей за 1 кг»? Вырастить-то мы ее можем, но вот хранить мы ее не умеем. Думаю, в этом году история повторится. Россияне увидят помидоры по 400 рублей, огурцы по 350–400 рублей, ну и весь остальной ассортимент овощей и фруктов по таким запредельным ценам, ценам для богатых. Все потому, что проблемы с хранением никуда не делись. В принципе задача решаемая. Но для этого нужен жесткий контроль со стороны государства. При отсутствии политической воли в марте-апреле капуста у нас будет продаваться по 300 рублей за килограмм.
Притормозить с покупками
— В российских магазинах за год заметно изменились цены на бытовую технику и электронику. По данным участников рынка, средняя цена в сентябре выросла на 9–10% по сравнению с началом года. Запасов импортной техники на складах становится все меньше, как и запчастей. Нас ждет новая волна подорожания этой продукции?
Янин: — Большая трансформация этого рынка связана с февральскими событиями 2022 года, санкциями и последующим исходом зарубежных компаний. Ряд производств прекратили работу внутри страны, некоторые бренды остановили официальные поставки техники в Россию. Но если уходят официальные поставщики, значит, возникнут посредники, которые на этом заработают, делая свою наценку. В долгосрочной перспективе будет происходить уход от привычных брендов и переход к другим. Этот процесс уже идет. Потребители сравнивают цены и видят, что продукция, которая у них была всю жизнь на кухне, теперь стала стоить космических денег. Потребители ищут альтернативы, которые остались на рынке: китайские, турецкие, белорусские, российские торговые марки. Темпы подорожания будут зависеть от поведения потребителей. Если они притормозят с покупками, то аппетиты продавцов и производителей будут немного сдержаннее.
— В секторе услуг лидером подорожания стали авиабилеты на внутренние рейсы. Многие страны закрыли свои границы для россиян или усложнили нам правила въезда. Но тут выясняется, что и в другие города России добраться не так просто. Что происходит с ценами на авиабилеты?
Зубец: — Российский авиапарк по большей части импортный. Стоимость обслуживания лайнеров растет. Доходит до того, что приходится добывать запчасти либо обходными путями, либо как-то заменять их аналогами. Это дорого. Во-вторых, это проблема того же топлива. Основная доля в стоимости билетов — это цена авиационного керосина. А топливо подорожало значительно. И такой тренд наблюдается во всем мире. Цены на авиационные топливо растут быстрее, чем на нефть и бензин. Мировые производители не справляются с международным спросом, который быстро восстанавливается после пандемии. По сравнению с прошлым годом количество авиационных перевозок выросло на 10–15%. Получается, мировой спрос на авиатопливо растет, а российские компании, которые могут его производить, заинтересованы в том, чтобы продать его за границу. А раз внутренние цены на топливо растут, растут и цены на билеты. Если мы увидим коррекцию топливных цен на внутреннем рынке, связанную с запретом экспорта российских нефтепродуктов, цены на билеты пойдут вниз.
Янин: — Нефтяники действительно пытаются продать топливо, бензин за рубеж, потому что разница в прибыли может достигать 100%. Но ключевая проблема — это глобальный рост авиаперевозок. Этот отложенный ковидный этап перекосил весь рынок. На отложенном спросе сыграли практически все авиакомпании мира, повысив цены на билеты. Российская особенность состоит в том, что ни одна страна с большим авиапарком не имеет таких сложностей с ремонтом. Все остальное — это реакция на возросший спрос после ковида. Подорожание перелетов очевидно и оно вряд ли будет чем-то предотвращено. В ближайшие годы Россию ожидает малоприятная история с непонятным авиационным парком, который будет только стареть. Не думаю, что кто-то серьезно верит в российские авиазаводы, которые будут производить самолеты. Для бюджета это большие расходы. Также есть вероятность, что все то, что произведут, никуда не полетит. Возможно, это звучит слишком пессимистично, но в целом билеты будут дорожать.
Зубец: — А я верю в российский авиапром и в то, что действительно через какое-то время мы получим российские самолеты. Но вопрос: сколько мы их получим, в какой степени российский авиапром сможет заместить выпадающие парки и сколько это будет стоить? Не исключено, что цена будет кратно выше, чем та, которая планируется.
«Можно купить картошку и положить в подвал»
— Вопросы от наших читателей. Что делать, если доходов перестает хватать на питание и обязательные ежемесячные платежи? Как рассчитать семейный бюджет и сэкономить?
Янин: — Если доходов не хватает на жизнь и у вас есть кредиты, то для начала нужно попробовать разобраться с долгами. Если вы не выводили деньги, не продавали имущество, то накопите средства и попробуйте через суд подать заявление о персональном банкротстве. Это не преступление, сотни тысяч россиян с 2015 года признали себя банкротами. Причем не банки подавали на них в суды, а сами люди, которые больше не могли тянуть эту кредитную лямку. Также нужно вести семейный бюджет, учитывать доходы, считать обязательные расходы. Но прежде всего надо разобраться с кредитами. И не стоит закрывать бюджетные дыры микрозаймами в 292% годовых. Это путь в никуда. Лучше банкротство.
— Подскажите, что лучше купить уже сейчас, чтобы сэкономить потом?
Зубец: — Это нужно было делать, когда доллар стоил 75–80 рублей. Тогда да, надо было что-то покупать — товары длительного пользования, технику. Сегодня доллар находится на своей верхней точке за 100 рублей — и что-либо покупать уже невыгодно. Надо подождать до конца года и посмотреть, каким будет курс. В 2024-м, скорее всего, курс рубля будет укрепляться. Вот когда доллар опустится, тогда и надо покупать. Если человек все-таки хочет чем-то запастись, то можно купить картошку, положить в подвал, и на этом сэкономить. На других товарах долговременного пользования я бы сейчас не пытался сэкономить.
— Каким товарам, продуктам и услугам этой осенью-зимой грозит самое существенное подорожание? Как сильно они вырастут в цене и почему?
Янин: — До конца года ожидать очередных инфляционных всплесков не стоит. Правильная стратегия — начать откладывать средства и следить за курсом рубля. Если нацвалюта укрепится, то можно купить доллары, евро и ждать очередного экономического чуда, а именно — девальвации рубля, чтобы в этот момент продать валюту и купить то, что вы раньше покупали приблизительно по цене, которая есть сейчас. То есть использовать валюту как защиту от экономической политики российских властей. Да, сейчас экономическую верхушку устраивает курс в 100 рублей за доллар. Но где гарантия, что в конце 2024-го их не устроит курс в 120 рублей или в 130?
— Какой, на ваш взгляд, будет годовая инфляция?
Зубец: — 7,5%. Но это в среднем по всем товарам. Если брать именно продовольственную инфляцию, то, наверное, 11%.
Янин: Согласен: 11%.
Фото: pixabay
Людмила Александрова
По материалам: “Московский комсомолец”