Ученые из Университетского колледжа Лондона, Оксфордского университета и Королевского колледжа в Лондоне выяснили, что около половины генов, отвечающих за человеческую способность к чтению, играют основную роль и в его математических навыках, пишет “Российская газета”.
Это открытие позволяет еще глубже понять то, как взаимодействуют природные способности человека и то, что он приобрёл в процессе воспитания и обучения. Комплекс генетических основ, как выяснилось, играет далеко не последнюю роль в формировании интеллекта ребёнка.
Ученые сравнивали данные о влиянии генетики на чтение и выполнение математических заданий у 12-летних детей из почти 2800 британских семей. Сравнение близнецов и не связанных генетическим родством друг с другом детей проводилось посредством испытаний на понимание прочитанных текстов, беглость речи и ответов на математические задачи. Все тесты были основаны на государственной учебной программе Великобритании.
Информация, собранная по результатам тестирования, была совмещена с данными о ДНК детей. Так ученые выявили общие гены-аллели, которые влияют на успехи детей в математике и чтении.
“Мы взглянули на исследуемый вопрос с двух сторон: путём сравнения у нескольких тысяч близнецов сходств и различий миллионов крошечных участков в их ДНК. Оба анализа показывают, что похожие у разных людей группы небольших различий в ДНК играют крайне важную роль в освоении чтения и математики. Тем не менее, жизненный опыт и обучение играют важнейшую роль в познании. Так мы показываем взаимодействие природных и приобретённых навыков”, — поясняет в пресс-релизе ведущий автор исследования Оливер Дэвис из UCL.
Авторы отмечают, что они провели первое исследование по оценке генетического влияния на способность к обучению с использованием одной лишь ДНК. Исследование не указывает на конкретные гены, связанные с грамотностью и способностью к счету, а вместо этого демонстрирует генетическое влияние на комплексный процесс познания и обучения в данных конкретных сферах. Некоторые расстройства, связанные с неспособностью к обучению, также имеют под собой генетическую основу.
“Наши результаты подтверждают выводы прежних исследований, проведенных близнецовым методом: на генетические различия между детьми приходится большая часть различий в их способности к чтению и счету. Именно генетика лежит в основе того, легко или трудно дается ребенку предмет”, — рассказывает соавтор исследования профессор Роберт Пломин из KCL.
Однако, отмечают ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, наследственная не предрасположенность к математике и чтению не означает, что ребенок и вовсе будет неспособен освоить эти предметы. Это лишь значит, что родителям и учителям придётся приложить больше усилий, но воспитание вполне способно восполнить тот пробел, который оставила генетика.
Служба информации «НВ»