Казахстану помешал экспорт в Россию

Казахстан запретил экспорт в Россию 106 видов товаров двойного назначения

Замглавы министерства торговли и интеграции республики Кайрат Торебаев отметил, что ограничения распространяются как на казахстанских, так и на зарубежных производителей. Причиной введения запрета стали западные санкции против России, добавил он. В дальнейшем в ведомстве Торебаева попытались отчасти опровергнуть его слова, а официальные лица республики начали называть Россию партнёром. Однако новое решение властей укладывается в общую политику Казахстана в отношении РФ.

«Касательно распространяемой в СМИ информации о запрете на продажу России 106 видов товаров из-за санкций министерство торговли и интеграции Республики Казахстан официально заявляет о её некорректности. Запреты на экспорт каких-либо товаров в Российскую Федерацию в связи с антироссийскими санкциями не устанавливались», – говорилось в заявлении министерства.

Запретов на экспорт товаров в Россию нет – «это наш основной торговый партнёр», заявил министр Арман Шаккалиев и добавил, что Казахстан чётко соблюдает обязательства члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и международные обязательства. (Здесь стоит вспомнить, что в министерстве торговли назвали 106 запрещённых товаров продукцией двойного назначения, соответственно, их контроль осуществляется в соответствии с международными режимами.)

ЕАЭС существует с 2015 года, а «международные обязательства» Казахстан соблюдает уже 20 лет. И в данном случае речь идёт о полностью взаимоисключающих вещах. Потому заявления министерства торговли выглядят как попытка оправдаться перед Москвой за то, что замминистра слишком прямо сказал о соблюдении Астаной антироссийских санкций.

Такое поведение в духе многовекторной политики официальные лица Казахстана демонстрировали и раньше. В конце сентября в ходе визита в Берлин президент республики Касым-Жомарт Токаев заявил, что «у Казахстана нет каких-либо опасений по поводу территориальных притязаний со стороны России». На том же брифинге он однозначно подчеркнул, что его страна будет следовать санкционному режиму.

Хотя заявления первых лиц Казахстана и могут выглядеть безапелляционно, на реальное положение дел это не влияет. Пример – заверения Токаева в том, что русскому языку в республике ничего не угрожает.

«Непреходящее значение имеет общее культурно-гуманитарное сотрудничество и укрепление языкового пространства в СНГ. Здесь роль русского языка, естественно, не может подвергаться какому-либо сомнению», – заявил президент Казахстана на неформальной встрече глав стран СНГ в Санкт-Петербурге в конце 2022 года.

В течение года Токаев также говорил, что детям в республике нужно хорошо владеть как казахским языком, так и русским, что статус казахского языка нужно повышать не в ущерб другим, в том числе русскому. Токаев подчёркивал: «языковые патрули» в Казахстане направлены на подрыв национального единства.

После этого «языковые патрули» в Казахстане не ушли в историю. На днях стало известно, что трое популярных блогеров-националистов Диас Кузайыр, Адильжан Абдугалиев и Адиль Юсупов заявились в акимат города Алтай (ранее Зыряновск) в Восточно-Казахстанской области, где они заходили в кабинеты чиновников, на дверях которых указаны русские фамилии, и говорили с ними на казахском языке. Если чиновники не понимали, задавали вопрос на русском: «Как вы можете занимать государственную должность, не владея государственным языком?»

Наказание за эту акцию никто не понёс, создатель патрулей Куат Ахметов, несмотря на череду инцидентов, тоже на свободе и смог выехать из Казахстана за границу. Возбуждённое в отношении него дело прекратили из-за отсутствия состава правонарушения. Ахметову ничто не мешает вернуться и продолжить провокационную деятельность, тем более что за последние годы у него появилось немало последователей, готовых помогать в вытеснении русского языка из республики.

Из Казахстана вытесняется всё, связанное с Россией. Идёт переписывание истории: в новой её версии Россия оккупировала Казахстан, государственная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий на стороне басмачей, боровшихся против советской власти. Скоро в республике появится семитомник по истории Казахстана, из нового издания исчезнет тезис о добровольном присоединении Казахстана к СССР – теперь это насильственная ассимиляция.

Элементами госполитики стали отказ от празднования Дня Победы 9 мая и переименование улиц и городов. Последнее происходит главным образом в северных областях республики, которые по-прежнему населены преимущественно русскими. Очевидно, что, несмотря на все заверения Токаева, Казахстан опасается повторения украинского сценария в Уральске, Павлодаре, Кустанае, Усть-Каменогорске и особенно в Петропавловске. И поскольку страна начала усиленно дрейфовать в сторону Запада (судя по всему, именно для закрепления этого курса Джо Байден собирал президентов стран Центральной Азии в Нью-Йорке в сентябре), Астана будет усиливать давление на оставшиеся потенциальные очаги сопротивления.

Вопрос в том, сможет ли страна удержаться от резких шагов, не последовать за Украиной, попытка которой быстро решить «русский вопрос» вызвала всплеск спящего около четверти века сепаратизма и гражданскую войну.

Фото: Новые Ведомости

Дмитрий Родионов

По материалам: “Октагон”

Ранее

С 1 ноября появятся новшества для жильцов

Далее

«Он разрушитель Израиля»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru