Как на Украине проходит новый этап мобилизации
На Украине запускают новый проект для пополнения рядов ВСУ. Глава минцифры страны Михаил Федоров называет инициативу смарт-мобилизацией и обещает, что призывники будут сами выбирать себе воинскую специальность. Параллельно всё больше категорий граждан попадает под действие обычной принудительной мобилизации. В частности, готовится призыв подростков, студентов и мужчин старше 60 лет. «Известия» разбирались в ситуации.
Что известно о смарт-мобилизации
Что делать, если призывники разбегаются от военкомов? Правильно: дать мобилизации модное название и пообещать привилегии за инициативность. Примерно так решили в украинском министерстве цифровых технологий, которое объявило о запуске проекта смарт-мобилизации. Предполагается, что в рамках инициативы призывник сможет сам выбирать специальность и подразделение ВСУ, в котором хочет служить. Глава минцифры Михаил Федоров обещает, что после прохождения всех проверок и подготовки новобранец попадет именно в ту роту и на ту должность, на которую «себя мобилизовал».
Министр также подчеркивает, что ждать повестки при смарт-мобилизации не нужно. Проект предназначен для тех, кто готов служить в ВСУ без принуждения. «Ты не идешь в военкомат. Ты сдаешь онлайн-тест, потом приходишь в нормальное помещение к рекрутеру, который еще раз объясняет, где ты можешь служить. Если подходишь по характеристикам, то проходишь обучение <…> и после этого уже попадаешь на поле боя», — объясняет Федоров.
Чиновник добавляет, что пилотную версию проекта запустят через один-два месяца. Сначала призывники смогут записаться только на оператора дронов. Постепенно станут доступны другие армейские специальности, в том числе саперы, артиллеристы, связисты и водители. «Человек сможет посмотреть, что это вообще за подразделение, рота, какие обязательства, какие у тебя риски, как ты будешь учиться», — уверяет министр.
В украинских СМИ пишут, что смарт-мобилизация рассчитана на тех, кто в принципе не против вступить в ряды ВСУ, но не хочет стать жертвой принудительного призыва, не хочет без нормальной медкомиссии и подготовки оказаться на фронте. Впрочем, никто не гарантирует, что смарт-мобилизация в действительности будет чем-то лучше обычной. Например, непонятно, чем рекрутеры отличаются от военкомов; где гарантии, что они не сдадут новобранца в военкомат или не отправят его «куда попало» самостоятельно.
Украинский политолог Андрей Золотарев говорит, что ключевым для реализации проекта является вопрос доверия граждан власти, которого в последнее время мало. «Полтора года назад в момент единения власти и общества такая схема призыва могла сработать. Сейчас никакого доверия нет. Постоянные коррупционные скандалы, позорные облавы на мужчин на улицах, провальная языковая политика и многое другое стали сильнейшим демотиватором. Сейчас такой способ пополнения ВСУ — удар в пустоту, обертка без конфеты. Это будет просто еще один повод для пиара отдельных чиновников», — считает он.
Кого еще хотят призвать в ВСУ
Параллельно украинские власти ужесточают правила традиционной мобилизации. Так, с 1 октября вступило в силу требование о том, что все женщины-медики в возрасте от 18 до 60 лет должны встать на воинский учет. При этом специальность считается как по фактическому месту работы, так и по диплому об образовании. Как разъясняли юристы, если женщина 20 лет назад окончила медицинское училище и не работала по специальности, то всё равно обязана встать на учет.
В Верховной раде при этом рассуждают о том, что женщинам, как и мужчинам, надо запретить выезд за пределы страны. А в соцсетях и СМИ стали появляться рекламные ролики, призывающие украинок пополнять ряды ВСУ. На этом фоне глава ассоциации «Фармрада» Елена Прудникова сообщила, что в профильной среде началась паника, многие врачи и фармацевты увольняются и уезжают из страны.
В министерстве образования Украины санкционировали призыв студентов, которые находятся в академическом отпуске. Кроме того, обсуждается призыв студентов, которые получают второе высшее образование. «Я думаю, абсолютно справедливо в нынешней ситуации ограничиться одним высшим. Если человек получает третье, четвертое, то это точно не может быть основанием для отсрочки во время военного положения», — заявил представитель президента в Верховной раде Федор Вениславский.
Кроме того, адвокаты сообщают, что пограничники перестали выпускать за пределы Украины 16-летних и 17-летних юношей, хотя законодательство никак не ограничивает их перемещение. «Если попадете на самодура на КПП, попробуйте пересечь границу на другом КПП. А на всякий случай планируйте выезд с сыном заранее, чтобы потом не доказывать месяцами свою правоту в судах», — советует юрист Анжела Василевская.
В Верховной раде также зарегистрировали законопроект, предполагающий призыв в ряды ВСУ мужчин старше 60 лет. В случае принятия документа призывной возраст для простых солдат повысят до 65 лет, для высшего военного руководства — до 70 лет. Авторы инициативы поясняют, что законопроект призван «бороться с эйджизмом». В свою очередь, в министерстве здравоохранения заявили, что намерены «отменить» инвалидность, чтобы больше людей возвращать в «экономическое состояние». Если инициативу одобрят, то бывших инвалидов смогут отправлять на фронт.
В СМИ и соцсетях продолжают публиковаться свидетельства того, как мобилизация проходит «на земле». Так, в одном из роликов, снятых в Хмельницкой области, видно, что сотрудники военкомата пытались схватить велосипедиста. Тот, спасаясь от преследования, прыгнул в реку и, судя по всему, утонул. «Ну всё, двухсотый, получается… Каждый день эта работа удивляет», — комментирует один из военкоматчиков.
Впрочем, зверства и ужесточения должного эффекта не дают. Журнал Time выпустил резонансную статью о положении дел на Украине. В публикации в том числе говорится о катастрофической нехватке солдат. Утверждается, что в некоторых родах войск дефицит кадров стал даже более острым, чем дефицит оружия и боеприпасов. Один из близких помощников Зеленского заявил журналистам, что даже если США и их союзники дадут всё обещанное оружие, то не будет людей, чтобы его использовать.
Что говорят эксперты
Политолог Александр Дудчак отмечает, что Украина сохраняет мобилизационный потенциал, но проблемы нарастают.
— На Украине остается до 20 млн человек, потенциальных призывников еще хватает. Но проблема для Киева в том, что моральный дух, желание воевать у оставшейся публики на крайне низком уровне. Эти люди видят отношение государства к пострадавшим и родственникам погибших, по рассказам знакомых представляют себе обстановку на фронте. Поэтому стараются всеми силами избежать призыва. Если же все-таки оказываются на фронте, то всё чаще сдаются в плен. Я надеюсь, эта тенденция, позволяющая сохранить жизни солдат, будет усиливаться, — объясняет он.
Политолог Александр Семченко говорит, что команда Зеленского оказалась в сложной ситуации.
— С одной стороны, для продолжения боевых действий надо призывать всё новых и новых людей. С другой стороны, повсеместные облавы вызывают злость и раздражение, нарастает угроза социального взрыва. При этом наивысший градус недовольства фиксируется не на относительно мирных территориях, а непосредственно в войсках — в запасных учебных полках и бригадах и на линии фронта. Чем дальше, тем больше угроза обвала фронта. Киевская власть пытается смягчить ситуацию, для этого в том числе запустили смарт-мобилизацию, — утверждает он.
Фото: pixabay
Богдан Львовский
По материалам: “Известия”