Депутат предлагает запретить госслужащим иметь родных за рубежом.
Чиновники и члены их семей в последнее время нередко становятся объектом внимания со стороны законодателей. Как известно, госслужащим уже запрещено иметь счета в иностранных банках, их хотели ограничить и во владении имуществом за рубежом. Теперь парламентарии решили заняться родственными связями чиновников.
«Фактор уязвимости»
Депутат Госдумы, единоросс Евгений Федоров, который и является автором идей о запрете на счета и недвижимость за рубежом для чиновников, намерен пойти дальше. Он собрался внести поправки в закон, согласно которым гражданин не сможет занять чиновничью должность, в случае если кто-то из его близких родственников постоянно проживает за пределами России. По мнению нардепа, постоянно проживающие за рубежом родственники -это фактор уязвимости и возможности воздействия на чиновника в России со стороны других государств, пишут сегодня «Известия».
Депутат приводит в пример недавний скандал в связи с арестом на Мальдивах американскими спецслужбами и конвоирование на остров Гуам сына депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнева. Россия расценила действия США как похищение.
По мнению Евгения Федорова, подобные аресты являются способом манипуляции человеком и шантажа высокопоставленных чиновников и парламентариев со стороны других государств. Поэтому, считает депутат, необходимо задуматься о мерах защиты от подобных угроз тех, кто претендует на госслужбу или идет на выборы в парламент. Для защиты национальных интересов в законодательные акты предлагается ввести понятие «фактор уязвимости» и учитывать информацию о родственниках за границей при приеме на государственную службу.
По словам депутата, около 80% парламентариев столкнулись с теми или иными формами давления. В 95% случаев никто об этом не узнает, поскольку в огласке не заинтересована ни одна из сторон. «Обычно члена семьи чиновника арестовывают, ему сообщают, вступают с ним в диалог, он едет сам или отправляет адвокатов на переговоры, — цитируют «Известия» Евгения Федорова. — В ходе переговоров начинается шантаж, одним из пунктов которого может стать и предательство государственных интересов. Происходит обмен заложника на позицию чиновника. Поэтому в процессе кадрового отбора нужно учитывать зарубежных родственников как фактор уязвимости».
Назад в СССР
Наличие родственников за рубежом имело значение при заполнении анкеты во время СССР. Причем не только для чиновников, но и для более широкого круга лиц, напомнили «Известиям» в комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. «Сейчас мы стали более открытыми миру, и наличие родственников в других странах не имеет такого значения», – говорит член комитета Борис Резник.
Специалист по конституционному праву профессор МГУ Наталья Богданова считает, что в зависимости от формулировок будущего текста законопроекта Федорова у него могут возникнуть противоречия с Конституцией России.
«Нельзя предполагать заранее, что на чиновника будут давить. С этико-моральной стороной этого вопроса надо быть очень аккуратными, поскольку само предложение о том, чтобы сделать это категоричным, решающим пунктом, — неконституционно, — считает она. — А что если не случится никакого давления? Есть презумпция невиновности, независимости и еще множество положений в праве, с которыми придется войти в противоречия, если слишком радикально подойти к данному вопросу».
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, однако, отметил, что и по сей день все должности, которые предполагают форму допуска к информации государственной важности, занимают кандидаты, в досье которых должно быть отражено наличие родственников за границей и информация о них.
Кстати, ограничения для чиновников, имеющих родственников за границей, действуют в некоторых других странах мира. Например, в Китае еще в начале этого года был принят закон, который препятствует карьерному росту госслужащих, чьи близкие родственники проживают за рубежом.
Евгений КОСТИН