Эта формула, пронесенная из далеких и трудных лет в быстротекущую современную действительность, — главный залог успеха «Вторника».
На днях услышала по радио, как известный и достаточно одиозный автор, считающий себя носителем традиционных ценностей, заявил, что журналисты в период любой войны, в которую ввязалась страна, — по определению солдаты этой войны, для них естественно и даже необходимо брать с собой, отправляясь в «горячую точку», оружие. И полчаса эмоционально развивал эту точку зрения.
А его собеседник, уважаемый и опытный журналист, приверженец либеральных взглядов, снисходительно ему внимал, не возразив, видимо, из чувства собственного превосходства. И ни у кого из слушателей, судя по поступившим звонкам, такая оценка работы журналиста не возмутила и не побудила к гневному протесту. Хотя по сути именно прозвучавшие и не встретившие отпора слова — не только простое и страшное объяснение, но и практически оправдание тех убийств журналистов, которые произошли во время конфликта на Украине, и задолго до него, в мирное время — в России. Раз ты солдат — готовься, что тебя застрелят: ведь на войне — как на войне. Ничего удивительного, что убийцы остаются безнаказанными. И так будет до тех пор, пока журналистов будут приравнивать к военным, полицейским, политикам и прочим государственным служащим и отрицать единственное и естественное их предназначение — рассказывать о том, что видели, как бы далеко увиденное ни было от чьих-то интересов и выгод. И не написать об этом во «Вторник» я просто не могла, ибо газета давно стала местом открытого и честного обсуждения самых больных тем, одним из очень немногих сегодня.
«Деловой вторник» родился двадцать лет назад как вкладка к стремительно меняющейся вместе со страной газете, как некая мечта создателей выразить на ее страницах ту квинтэссенцию своего личного отношения к профессии, которое выковывалось и оберегалось лучшими журналистами той газеты. Изначально это была мечта о некоем идеале, плюс некоей формуле, призванной соединить творчество и бизнес в счастливом сотрудничестве и взаимной выгоде.
В те годы возникало много новых газет, мечтать о новых формулах успеха, личного и коллективного, было столь же естественно, как сегодня приобретать очередной гаджет. Многие создавали газеты просто потому, что хотели найти площадку для выражения собственных мнений и тех же самых мечтаний о будущем и настоящем, не во имя прибыли, а из потребности высказаться и быть услышанными прежде всего. Большинство из них давно уже принадлежат истории бурных перемен периода становления российского медийного рынка. Рынок так и не случился, разрушились и унесены ветрами перемен мечты. А «Вторник» плывет по волнам неустойчивого отечественного медийного пространства, вопреки, казалось бы, самой логике сегодняшнего развития отрасли, сохраняя ту же верность идеалам, которые многим кажутся анахронизмом и ненужной тратой сил и времени. Или, напротив, как знак возможных перемен и оздоровления профессионального ландшафта? Российская история, в том числе история российских СМИ, полна нелогичных и противоречащих всем теориям поворотов, в которых личностный фактор далеко не последний. Феномен «Вторника» во многом 17 лет был неотделим от феномена Федора Сизого, одного из наиболее отважных и нестандартных издателей и новаторов в отечественном медиапространстве постсоветской эпохи. После безвременной смерти Федора «Вторник» продолжает жить — благодаря уже коллективной энергии и коллективной потребности ее нового издателя и авторов продолжать традицию, нести читателю бескорыстное слово и звать к обсуждению самых больных и острых тем, с верой в то, что это обсуждение поможет найти выход и изменить жизнь к лучшему. Эта формула профессии — точнее, формула бесконечной любви к ней, любви к читателю, к своей стране, пронесенная из далеких и трудных лет в быстротекущую современную действительность, — главный залог успеха «Вторника».
Надежда АЖГИХИНА
cекретарь СЖ РФ
ведущий колумнист «НВ»