Еще до конца первого года жизни мозг младенца определенным образом настраивается на родной язык. Благодаря этому задолго до того, как они готовы произнести свои первые слова, дети начинают издавать правильные звуки. Подобный вывод сделали сотрудники Вашингтонского университета.
По данным магнитоэнцефалографического обследования младенцев и взрослых, можно сделать вывод, что именно в период между седьмым и одиннадцатым месяцем жизни малыши начинают по-разному воспринимать звуки иностранного и родного языка.
Также ученые уверены, что даже младенцы пытаются не просто воспринимать речь взрослых, но и активно участвовать в разговоре.
Науке давно известно о важности первого года жизни для овладения человеческой речью, однако наиболее ответственным периодом является шестой месяц: до этого младенцы остаются «космополитами», одинаково хорошо различающими гласные и согласные любого языка Земли.
Но именно после шестимесячного возраста канал восприятия сужается: все лучше различаются контрасты между звуками родного языка и все хуже между звуками иностранного.
В ходе двух экспериментов взрослых и малышей семи и одиннадцати месяцев поместили в магнитоэнцефалограф и проигрывали им записи слогов на двух языках, родном и неродном.
Оказалось, что на слоги родного языка более интенсивно реагирует слуховая зона коры головного мозга взрослых и одиннадцатимесячных участников эксперимента, что отражает выросшие способности различать звуки.
Именно поэтому ученые советуют родителям усиливать эти способности мозга: говорить со своими детьми с самого раннего возраста, медленно и четко выговаривая звуки и при этом глядя ребенку в глаза.
«Язык родителей ребенок различает лучше всего. Когда папа и мама говорят с ним, мозг младенца более интенсивно готовит речевой аппарат к разговору», – полагает главный автор данного исследования Патриция Кул.
Служба информации «НВ»