На Украине готовят новый этап мобилизации
Украинские власти выдвигают всё больше инициатив, призванных обеспечить пополнение ВСУ. Среди громких предложений мобилизация женщин, заключенных и беженцев, выехавших из страны. При этом ключевой закон о мобилизации до сих пор не получил одобрения Верховной рады. Ожидается, что новую редакцию документа вынесут на обсуждение в парламенте в начале февраля. «Известия» разбирались в ситуации.
Что предлагают в раде
На Украине появляются всё новые инициативы, призванные обеспечить пополнение ВСУ. Так, замминистра юстиции Елена Высоцкая заявила, что властям следует активнее призывать осужденных. По ее словам, речь идет также о бывших заключенных, которых сейчас на воинский учет не ставят. «Если наказание отбыто, человек на свободе, мы все должны относиться к нему как к обычному. Мы подготовили соответствующие законодательные изменения и подали их в комитет», — отметила чиновница.
Депутат Верховной рады Инна Совсун предложила рассмотреть вопрос о призыве женщин. По ее словам, служить в украинской армии должны все граждане, а не только мужчины. Согласно ряду других мнений, на передовую следует отправить полицейских. Так, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко говорила, что мобилизовать можно «сотни тысяч правоохранителей». Впрочем, глава Нацполиции Иван Выговский на эти инициативы отвечает, что мобилизация силовиков приведет к разгулу в стране бандитизма.
Наконец, украинские власти не оставляют идею каким-то образом призвать беженцев. Впрочем, в западных странах говорят, что не существует законных механизмов для высылки украинцев на родину. Наиболее перспективной в этом смысле для киевских властей выглядела Эстония. Там поначалу согласились рассмотреть вопрос, но позже заявили, что сделать тоже ничего не смогут. «Мы точно не будем их высылать. Украина может обратиться к находящимся здесь людям и пригласить их обратно», — сказала премьер-министр Кая Каллас.
После этого украинские власти начали всеми силами осложнять жизнь беженцам. Сначала пообещали больше не выдавать в консульствах паспорта и запретить сделки с недвижимостью, оставшейся на Украине. В конце января президент Зеленский также попросил власти европейских стран не платить беженцам пособия, а передавать их украинским властям, которые якобы будут распределять деньги по справедливости. Интересно, что на этом фоне в СМИ вспомнили, что сам Зеленский в армии не служил, в 2014–2015 годах ему высылали повестки, но он их проигнорировал.
Параллельно в Верховной раде думают о том, как заработать на мобилизации. Так, глава парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха предложил взимать деньги за бронь от призыва. По его словам, предприятия могут платить за ценных сотрудников по 20 тыс. гривен в месяц (примерно 50 тыс. рублей). Наталуха считает, что это будет хорошим способом пополнить бюджет. Оппоненты депутата опасаются, что такое решение демотивирует ВСУ, которые превратятся в армию бедных.
Как проходит мобилизация
В конце прошлого года в украинской армии заявили о критической нехватке личного состава. Так, командир 5-й отдельной штурмовой бригады ВСУ Алексей Тарасенко отмечал, что молодые мужчины и добровольцы в ходе ожесточенных боев «закончились». «Остались в основном мужчины старшего возраста с кучей проблем по здоровью. В войсках очень ждут свежего пополнения», — говорил он.
Украинские власти подчеркивали, что для поддержания боеспособности в ближайшее время надо призвать 500 тыс. человек. Для этого правительство страны разработало новый закон о мобилизации. Он предполагал в том числе снижение нижнего порога призывного возраста с 27 до 25 лет, отмену ряда отсрочек, отмену категории «ограниченно годен», внедрение электронных повесток, внесение уклонистов в реестр должников, которым запрещено управлять своим имуществом и выезжать из страны.
Согласно ряду соцопросов, против нового закона выступает более 90% украинцев, антирейтинг инициативы зашкаливает. В связи с этим руководители страны не хотят брать на себя ответственность. Президент Зеленский постоянно подчеркивает, что ужесточить правила мобилизации просит военное командование. В свою очередь, главком ВСУ Валерий Залужный говорит, что никаких конкретных цифр не называл, набором в армию не занимается.
В итоге в Верховной раде не собрали достаточного количества голосов для одобрения законопроекта, в начале января его вернули на доработку в правительство. Согласно последним данным, новый вариант документа парламент рассмотрит 6 февраля, в целом его могут принять 13–14 февраля. Считается, что какие-то из «драконовских» норм из закона уберут, но большинство останется, в противном случае депутаты не стали бы спешить с голосованием.
При этом в реальности мобилизация ужесточается без всяких законодательных изменений. Ноу-хау последнего времени стали облавы в транспорте, когда военкомы останавливают автобус или троллейбус, перекрывают входы и выходы и «обилечивают» всех мужчин. Каждый такой эпизод сопровождается скандалом — пассажиры вступаются за «новобранцев» и вызывают полицию, военкомы в ответ угрожают забрать всех недовольных.
Еще одним новшеством стала установка блокпостов в крупных городах и на оживленных трассах. Так, в Киевской области специальные КПП появились в конце декабря. Первоначально сообщалось, что их установили для проверки документов, но потом там стали выдавать повестки. В соцсетях также появилось видео, снятое в одном из сел Закарпатской области. Там местные жительницы пообещали поднять на вилы и закидать камнями военкомов, оборудовавших блокпост. После оживленной беседы силовики отпустили автомобиль, который остановили для проверки.
Что говорят эксперты
Завкафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин отмечает, что вопрос о мобилизации раскалывает украинское общество.
— С одной стороны, действующие военнослужащие хотят добиться демобилизации, недовольны расслабленной жизнью украинского тыла. С другой стороны, мирные жители всеми силами сопротивляются отправке на фронт. В таких условиях закон о мобилизации может стать серьезным камнем преткновения для команды Зеленского. Допускаю, что Верховная рада его все-таки примет, а вот с реализацией возникнут серьезные сложности, — подчеркивает он.
Политолог Александр Дудчак считает, что мобилизация на Украине стала не только способом пополнения ВСУ, но и выгодным бизнесом.
— Мы знаем, что украинские мужчины платят большие взятки военкомам и врачам. Видимо, высшим государственным чиновникам надоело наблюдать за тем, как мимо них проплывают эти деньги. В связи с этим появилась идея официально брать деньги за бронь. Понятно, что такая инициатива спровоцирует дополнительный рост социального напряжения. Уличные протесты в стране невозможны, поэтому оно может выплеснуться в виде прямого насилия против военкомов, — говорит он.
Бывший депутат Верховной рады Владимир Олейник полагает, что при новом голосовании украинские парламентарии попытаются снова провалить закон о мобилизации.
— Все понимают, что этот закон нарушает конституционные права граждан, никто не хочет брать на себя ответственность. Офису президента придется максимально надавить на Верховную раду, не исключаю, что в ближайшие дни мы услышим о новых громких уголовных делах, — утверждает он.
Богдан Львовский
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”