В КГИ уверены, что власть сегодня дистанцируется даже от «Единой России».
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представил на суд общественности первый доклад, посвященный долгосрочному наблюдению за выборами 14 сентября этого года. Эксперты заявляют, что сегодня роль политических партий, даже такой, как «Единая Россия», резко снижается, а на передний план в избирательных кампаниях выходят персоналии.
Запретительные меры
Во всех регионах, по мнению экспертов КГИ, электоральный процесс сопровождается сокращением возможностей участия партий в политическом процессе и, как следствие, персонализацией выборов, пишет РБК, в распоряжении которого имеется доклад. Еще годом ранее, когда произошел бурный рост числа партий, малые партии, в том числе недавно зарегистрировавшиеся, кое-где выступили успешнее системных (мэрами областных столиц стали Евгений Ройзман из «Гражданской платформы» в Екатеринбурге, Галина Ширшина из «Яблока» в Петрозаводске), из них начался отток местных элит в новые политические силы. Однако очередная серия поправок в выборное законодательство быстро свернуло этот процесс.
В КГИ напоминают, что за время, прошедшее с сентябрьских выборов, изменения в базовый закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вносились 11 раз. Резко ужесточились правила регистрации кандидатов и партийных списков. Яркий пример — выборы в Мосгордуму, сопровождавшиеся отменой смешанной избирательной системы и введением для самовыдвиженцев и кандидатов всех непарламентских партий, кроме «Яблока», обязанности собирать 3% подписей в округах для регистрации. В докладе эта норма названа запретительной. Даже при барьере в 0,5%, действовавшем для самовыдвиженцев в сентябре 2013 года, отсев на стадии регистрации на региональных выборах составил 49%, а на выборах госсоветов региональных центров — 55%, говорится в исследовании. Власть стремится рассеять оппозицию, надеясь получить вместо даже крайне слабых партий набор персоналий, в результате больше всего выигрывают губернаторы, полагают докладчики.
В дальнейшем установленные законодателем правила могут привести к значительному сокращению числа партий, появившихся в 2012—2013 годах. По мнению авторов доклада, будут сохранены только партии, способные оттянуть протестные голоса, а также партии — партнеры власти, чьи лозунги представляют собой более выраженные, чем у «Единой России», идеологические направления, пишет РБК.
При этом, по мнению политолога Юрия Коргунюка, персонализация выборов не является явной приметой именно 2014 года: «Об этом говорят несколько последних лет». Если до 2003 года власть загоняла местные элиты в партии, то в последние годы происходит обратный процесс, но изменения в законодательстве, произошедшие с предыдущих выборов, сделали тенденцию наиболее явной.
Пропустить через фильтр
На выборах губернаторов основным ограничителем служит муниципальный фильтр, отмечают эксперты. Самая высокая доля подписей муниципальных депутатов, которые должен предоставить кандидат в губернаторы, установлена в Калмыкии (9%), Коми (10%), Ивановской области (10%), Петербурге (10%) и Ненецком автономном округе (10%). В Алтайском крае, где величина «муниципального фильтра» сравнительно невысока (7%), кандидаты вынуждены собирать самое большое число подписей в абсолютном значении — 549, при этом 136 из них должны принадлежать муниципалам из не менее чем 53 муниципальных образований. Начиная с 2013 года оппозиция в Алтайском крае многократно и безуспешно пыталась снизить фильтр.
Эксперты также отмечают, что в регионах, где проводятся досрочные выборы губернаторов, оппоненты власти не успели подготовиться к агитационной кампании. Если там и отмечалась массовая агитация, то только в пользу действующего губернатора. Например, в Мурманской области за врио губернатора Марину Ковтун агитировали все основные медиа с марта этого года, хотя о выборах стало известно только в мае.
Все чаще праймериз проходят не внутри «Единой России», а под различными временно применяемыми брендами («Народные выборы», «Гражданский референдум», «Народная экспертиза»), создаваемыми под выборы инициативными группами граждан. Это дополнительно позволяет кандидатам от власти дистанцироваться от вызывающей негативную ассоциацию «Единой России», выступая как ключевой элемент «маскировочных технологий», отмечается в докладе.
Как пример подобных внепартийных праймериз, авторы доклада называют проект «Моя Москва», организованный независимо от власти и «Единой России». Агитация в поддержку проекта и его базовых кандидатов размещалась при очевидном административном содействии: ее не только не уничтожали коммунальные служащие (что обычно происходит с любой несанкционированной уличной рекламой), но и максимально широко освещали московские медиа и районные газеты.
Тенденция департизации и персонализации выборов наблюдается не первый год, но сейчас «Единая Россия» перестала фетишизировать партийность, говорит политолог Константин Калачев. Партийная принадлежность, особенно на муниципальных выборах, опускается все ниже в списке важных для кандидатов критериев. Тезис о департизации подтверждает и отход от внутрипартийных праймериз.
Евгений КОСТИН