Владимир Прохватилов комментирует заседание Совета Безопасности РФ от 22 июля 2014 года.
Как известно, заседание было посвящено рассмотрению угроз суверенитету и территориальной целостности России. Как сказал президент России в ходе этого заседания, прямых угроз нет. Но, вместе с тем, он отметил опасные тенденции в развитии НАТО:
«В Москве хорошо видят, что группировка войск НАТО в восточной Европе демонстративно усиливается. Россия будет адекватно и соразмерно реагировать на приближение НАТО к границам РФ».
Президент затронул и тему резонансной авиакатастрофы:
«Россия будет делать все, что от нее зависит, для полноценного и прозрачного расследования катастрофы Boeing 777».
И о внутренней политике сказал веские слова:
«Власти России планируют опираться на гражданское общество, никакого закручивания гаек не будет…Крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество, реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма».
О событиях в Донбассе:
«Россию призывают воздействовать на ополчение на Украине. Все, что в наших силах, будем делать, но только российских шагов недостаточно».
Владимир Путин коснулся и темы экономического развития России:
«Власти РФ должны подумать над дополнительными шагами по защите экономики, в том числе от внешних политических рисков… Нужно обеспечить опережающее развитие стратегически важных регионов, в том числе на Дальнем востоке».
Профессор МГИМО Валерий Соловей в своем блоге в фейсбуке по горячим следам дал очень верную, на мой взгляд, оценку и заседанию, и выступлению на нем Владимира Путина: это доктрина осажденной крепости.
Профессор по пунктам изложил свое видение этой доктрины (со слов президента, конечно)
1. Запад не считается с интересами России и предъявляет ей «чуть ли не ультиматумы».
2. Запад грозит санкциями за невыполнение своих требований.
3. Запад спровоцировал революцию на Украине и стоит за действиями нынешней украинской власти.
4. Угрозы для России носят не военный, а нетрадиционный характер: экспорт революции, провоцирование внутренней нестабильности, «подрывная деятельность» НКО, кибератаки и проч.
5. Главные внутренние факторы риска для России — социополитическая и межнациональная нестабильность (мигранты, межэтническая напряженность). Из слов Путина вытекает, что именно по этим проблемам и будут бить «матерые вражины»
6. Экономика была последней в перечне факторов риска. Путин связал ее с импортозамещением.
Скажу и я свое тихое слово. Тихое – по той причине, что в осажденной крепости излишний шум не приветствуется.
По поводу нетрадиционных угроз скажу так: все западные технологии, направленные на разрушение чужеземных государств посредством цветных революций разработаны на базе творчески переработанных трудов Владимира Ленина, Антонио Грамши и Саула Алинского, их прилежного компилятора. В их основе – создание сетевых структур среди социально озабоченных пассионариев. Пассионариям предлагаются широкие возможности самореализации взамен на их участие в разрушении собственных государств.
Чтобы противодействовать таким схемам, нужно создавать эффективные социальные лифты, что в условиях доминирования так называемого нового дворянства в России неосуществимо. Не буду давать оценки такой ситуации, поскольку обещал читателю вещать тихим голосом, просто констатирую ее как конкретный и осязаемый факт.
Есть и другой путь. С 1968 года, когда внезапно (для КГБ СССР) случилась Пражская весна, а затем волнения французской молодежи, инспирированные так же как и чешское восстание ЦРУ, правительства всех развитых стран целеустремленно проводят внутреннюю политику, направленную на уменьшение пассионарности своего населения, на воспитание, как выразился философ Сергей Переслегин, вялых соглашателей. То сеть жертвуют конкурентоспособностью для повышения управляемости. Это приводит к вполне предсказуемому системному кризису.
Таким путем следовало и российское руководство. Системный признак такой внутренней политики – программы центральных телеканалов: мелодраматические сериалы, спортивные и юмористические шоу, бесконечные стендапы умствующих вождей и медоточивых комментаторов и пр.
Стратегия перехода к парадигме осажденной крепости, если предполагается какое-то время эту крепость оборонять от внешних и внутренних врагов, требует иного подхода к внутриполитической пропаганде. Нужна постоянно висящая перед глазами обывателя картинка лютого внешнего врага. И она появилась. Бомбежки мирных городов на Украине, страдания беженцев, происки коварного Запада – все это теперь подается в одном информационном пакете. Постепенно в этот информационный бульон будут добавляться специи – показ неадекватных, жаждущих крови и перманентных революций сепаратистов и террористов (бывших ополченцев).
Всем это предсказуемо и вполне понятно, если принять во внимание кризисную ситуацию в самой России. По оценкам экспертов, если Запад примет действительно эффективные секторальные санкции против конкретных отраслей российской экономики, то эта экономика рухнет.
Признать это российские начальники не могут, ибо тогда их непростительная халатность (не стану употреблять иных, более крепких выражений, так как обещал говорить тихим голосом) станет очевидной даже аудитории телеканала «триколор ТВ», и это непоправимо обрушит рейтинг начальствующих персон.
Считаю, что эта фигура умолчания зряшная, ведь ежели что, бить-то будут не по рейтингу, а по… ну, вы знаете, по какому месту.
Впрочем, есть способ избежать социальных взрывов даже при ухудшении экономического положения и недовольства унизительным пресмыканием российского руководства перед агрессивным Западом и его злобным пуделем (Порошенко).
Нужно просто экспортировать пассионариев за пределы отечественных границ. Так поступают руководители авторитарных режимов в странах исламского мира, например. Поэтому комендантам осажденной крепости выгодно смотреть сквозь пальцы на просачивание российских добровольцев через украинскую границу. Не важно даже, кому они будут помогать – ополченцам или карателям. Важно, чтобы они уезжали на войну, и по возможности, не возвращались с нее. Это не цинизм, это реальная политика. В рамках реальной политики любая власть держит круговую оборону против всех, и в первую очередь против собственного народа.
И в этом плане Владимир Путин ничем не отличается от Барака Обамы, Франсуа Олланда, Джеймса Камерона и прочих цивилизованных, с позволения сказать, правителей западного мира. Просто Путин и эти цивилизованные господа руководят разными странами, находящимися в неравных условиях. Хорошо, хоть и витиевато сказал на эту тему певец Британской империи Редьярд Киплинг:
«For the Colonel’s Lady an’ Judy O’Grady
Are sisters under their skins!»
(Что означает: «Гордая леди и Judy O’Grady во всем остальном равны»)
В развитых странах Запада далеко не все в порядке с собственными пассионариями – спросите у заключенного Брейвика. Поэтому локальные конфликты в тех или горячих точках, куда рвутся пышущие жаждой справедливости и самореализации Байроны и Че Гевары, Стрелковы, Безлеры, Моторолы и примкнувшие к ним Бабаи, выгодны всем сильным мира сего, только они в этом никогда не признаются.
Поэтому не ждите, что гражданская война на Украине закончится в обозримом будущем.
Проблема с «мигрантами и межэтнической напряженностью» будет решаться тем успешней, чем лучше состояние экономики. Если экономика повалится, то социальных взрывов непредсказуемой интенсивности не избежать. И не факт, что Кремлю удастся сохранить лояльность лидеров исламских регионов, даже тех, которые actuellement играют роль своеобразной преторианской гвардии принцепса.
Президент коснулся и еще очень важной темы: необходимости опережающего развития стратегических регионов. С твоего позволения, любезный читатель, я коснусь этой темы в другой раз, а сейчас расскажу о Вождях Атлантиды.
Наша справка:
«Вожди Атлантиды» (англ. Warlords of Atlantis) — английский фантастический фильм режиссёра Кевина Коннора.
Действие происходит в конце XIX века. Английский археолог — профессор Эйткен с сыном Чарльзом на зафрахтованном судне «Роза Техаса» отправляются на поиски Атлантиды. Планируется совершить погружение в водолазном колоколе, сконструированном американским инженером Грегом Коллинзом, который также взят в экспедицию. Во время погружения колокол с Чарльзом и Грегом на борту подвергается нападению доисторической морской рептилии — плезиозавра, но те успешно от неё отбиваются, а затем на дне находят золотую статую. Это указывает на то, что искатели на верном пути. Статуя поднята на борт «Розы Техаса», но алчная команда решает присвоить древний артефакт себе и отрубают тросы, связывающие подводный аппарат с судном. Но затем на корабль нападает гигантский спрут и уносит команду в затонувшую в древности Атлантиду, куда в колоколе попадают и Грег с Чарльзом. Населяют страну неизвестные науке монстры (могдаан, заарги) и люди со вживленными жабрами. Управляют страной вожди, тысячелетия назад прилетевшие с Марса и владеющие неземными технологиями».
(Википедия)
Я так подробно рассказал о сюжете этого замечательного фильма с целью немного развлечь заскучавшего читателя. Гораздо интересней ведь читать о глубоководных монстрах, людях с рыбьими жабрами и марсианских мудрецах, управляющих подводной «осажденной крепостью», чем о реальных кризисах и войнах.
В завершении же своего тихого комментария по итогам заседания Совета Безопасности Российской Федерации, отмечу, что для успешного управления осажденной крепостью надо иметь или внеземные знания, как у вождей Атлантиды, либо механизмы эффективного принятия решений, как это устроено в развитых странах Запада.
А вот теперь вопрос любознательным читателям: есть ли у наших вождей внеземные знания или эффективные механизмы? У меня-то есть ответ на этот вопрос, но в условиях осажденной крепости вслух такое говорить – сами понимаете, грубо говоря, мягко выражаясь.
Лично я для себя решил: если комендант Большой Башни разгонит ко всем чертям злобных критиканов (не буду показывать на себя пальцем), вернусь на родной завод, или на какую-нибудь стройку отечественного капитализма, где буду в поте лица возводить стены вокруг осажденной крепости. Слава Богу, стройотрядовские навыки еще не забыты.
Вот таким жизнерадостным комментарием решил я порадовать наших читателей. Приятно делиться с окружающими своей радостью и оптимизмом.
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики(Realpolitik), эксперт Академии военных наук