По версии Минобороны РФ, лайнер над Донецкой областью могли сбить украинские военные
Малайзийский Boeing 777 могли сбить украинские военные, заявили в Минобороны России, представив аргументы в пользу этой версии. Однако, несмотря на это, страны Запада усиливают давление на РФ, угрожая более жесткими санкциями. Москва же настаивает на проведении международного расследования катастрофы.
Взял не тот курс
В ночь с воскресенья на понедельник произошел практически беспрецедентный случай в новейшей политической практике: на официальном сайте Кремля появилось видеообращение президента РФ Владимира Путина. Он призвал создать все условия для расследования под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO) и гарантировал, что Россия сделает все, чтобы конфликт на востоке Украины перешел в стадию мирных переговоров. Перед этим Путин провел ряд телефонных консультаций с лидерами западных стран.
Во вторник днем свое видение катастрофы Boeing 777 представило Минобороны РФ — там привели ряд аргументов в пользу версии о том, что лайнер был сбит украинскими военными. Как сообщили в ведомстве, Boeing, находясь над Донецкой областью, отклонился от коридора воздушной трассы и оказался на 14 км севернее. Далее, пролетев мимо Горловки, лайнер попытался вернуться на маршрут, но до границ своей воздушной трассы добраться не успел и был сбит вне ее пределов, пишет «Коммерсантъ».
Начальник главного оперативного управления Генштаба Андрей Картаполов сообщил, что понять, почему самолет отклонился от маршрута, можно будет после расшифровки бортовых самописцев и переговоров пилотов с украинской диспетчерской службой. В военном ведомстве уточняют, что такое существенное отклонение от границ воздушного коридора гражданский самолет может делать либо по команде диспетчера, либо если обходит грозовой фронт, и маневр обязательно должен быть санкционирован наземными службами.
Картаполов заявил, что в день крушения Boeing 777 группировка украинских ПВО под Донецком насчитывала “три или четыре” ЗРК “Бук-М1” и воздушная трасса сбитого лайнера попадает в зону их действия. В качестве доказательства ведомство представило снимки из космоса мест, где расположены украинские ЗРК, сделанные в период с 14 по 18 июля. На фотографиях видно, что одна из батарей “Буков” в день крушения Boeing оказалась в районе населенного пункта Зарощенское, в 50 км восточнее Донецка и 8 км южнее Шахтерска, рядом с территорией, контролируемой ополченцами. Уже 18 июля батарея ЗРК оставила занимаемую позицию.
С повышенной интенсивностью
Кроме того, как выяснили в Минобороны, в день катастрофы украинские радиолокационные станции 9С18 “Купол М1” комплекса “Бук” работали с максимальной интенсивностью: 17 июля работали девять станций, а 18-го – только четыре. Впрочем, в Минобороны не сообщили о фиксации пуска ракет класса “земля-воздух” в районе, где был сбит Boeing. Зато в ведомстве опровергли информацию о передаче ополченцам Донбасса каких-либо видов вооружений, в том числе “Буков”, из которых мог быть сбит самолет.
Опровергли в Минобороны и заявления властей Украины о том, что в момент крушения Boeing в районе Донецка не было военных самолетов,— военные зафиксировали “набор высоты самолета украинских ВВС, предположительно Су-25” в направлении малайзийского гражданского судна, “причем штурмовик находился от него в 3-5 км”. А начальник главного штаба ВВС России Игорь Макушев добавил, что российский диспетчер, “запрашивая характеристики у вновь появившегося объекта”, получить их не смог, так как, вероятнее всего, воздушное судно системой вторичного опознавания было не оборудовано, что характерно для военных самолетов. После того как Boeing исчез с радаров, военный самолет, по его словам, “барражировал над местом падения гражданского судна”.
Жесткая позиция Лондона
Однако все эти аргументы Запад игнорирует. Вчера в Брюсселе главы МИДов стран ЕС обсуждали ужесточение санкций в отношении России из-за ситуации на Украине. Еще на саммите ЕС 16 июля страны условились расширить черные списки российских физических и юридических лиц, урезать программы сотрудничества с Россией, приостановить российские проекты ЕИБ и ЕАБР, а также максимально затруднить инвестиционные потоки в Крым. Но после того как был сбит малазийский Boeing, ряд стран ЕС заявили, что этих мер недостаточно.
Особенно решительно настроена Великобритания, чьи подданные были на борту разбившегося лайнера. Премьер Дэвид Кэмерон прямо объявил о причастности поддерживаемых Россией ополченцев к крушению самолета и призвал европейских коллег перейти к третьему этапу санкций — ограничениям в отношении целых секторов экономики РФ. По данным диписточников агентства Bloomberg, новый глава британского МИДа Филип Хэммонд намерен был потребовать ввести полное эмбарго на поставки РФ вооружений и продукции двойного назначения.
В правительстве Великобритании предупредили, что в случае отсутствия консенсуса в ЕС Лондон будет действовать в одиночку.
Ряд других влиятельных стран ЕС, включая Францию и Германию, заняли более сдержанную позицию, предложив дождаться результатов расследования катастрофы. Вчера глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призвал РФ оказать максимальное содействие международным экспертам, предупредив, что тем самым дается России последний шанс показать, что она заинтересована в выяснении причин катастрофы.
По мнению экспертов, многое будет зависеть от позиции наиболее пострадавшей страны — Нидерландов (среди погибших — 193 ее подданных). Вчера премьер Марк Рютте предупредил: Нидерланды выскажутся за введение против России более жестких санкций, если она не убедит ополченцев предоставить следователям свободный доступ к месту крушения лайнера.
О том, что Москва “несет прямую ответственность за то, чтобы убедить сепаратистов сотрудничать” со следствием, заявил и президент США Барак Обама, пригрозив, что в ином случае Россия “заплатит большую цену и будет изолирована”.
Многое можно будет прояснить
Между тем, на место трагедии уже съехались европейские эксперты, а «черные ящики» разбившегося самолета Malaysia Airlines были переданы ополченцами малазийской стороне. Бортовые самописцы уже отправлены в Великобританию для расшифровки.
Впрочем, некоторые выводы эксперты могут сделать уже сегодня, пишет «Коммерсантъ». Так, среди обломков Boeing найдены фрагменты, имевшие “очевидные следы внешнего воздействия”. В частности, на кусках крыла и корпуса обнаружены пробоины с загнутыми внутрь краями, похожие на те, что имелись на фрагментах Ту-154 авиакомпании “Сибирь”, поднятых со дна Черного моря после катастрофы в 2001 году. Тот лайнер, как установили эксперты МАК и Генпрокуратуры РФ, был сбит ударом взрывной волны и изрешечен осколками в результате взрыва на небольшом расстоянии от него боевой части (БЧ) ракеты класса “земля-воздух”, выпущенной ЗРК С-200 ПВО Украины во время учений. Еще одним подтверждением того, что лайнер был сбит, стало патолого-анатомическое исследование тел погибших пассажиров — в них была обнаружена картечь, которой была заряжена БЧ. Наконец, речевой самописец зафиксировал слова пилота Ту-154, спросившего у других членов экипажа: “Куда попало?”
Учитывая, что Boeing 777 в момент предполагаемой атаки находился примерно на такой же высоте, его пилоты также могли успеть высказаться о возможной причине крушения; пассажиры помимо травм, вызванных падением с огромной высоты, в случае атаки с земли должны были получить ранения шрапнелью. Наконец, баллистическая экспертиза с большой долей вероятности установит, какой именно боеприпас использовался для поражения самолета. Кроме того, на Черном море экспертам пришлось работать со значительно меньшим количеством материала, нежели под Донецком, так как большую часть фрагментов самолета и тел погибших найти тогда так и не удалось. Все это повышает вероятность того, что расследование прояснит многое.
Евгений КОСТИН
Фото: novayagazeta-ug.ru720