В МИД РФ заявили о минимальной вероятности референдума на Украине
Вероятность проведения на Украине референдума, который мог бы положить начало урегулированию конфликта, минимальна. Для Владимира Зеленского такой плебисцит неприемлем, поскольку он автоматически ставит вопрос: если можно провести его, то почему нельзя было проводить президентские выборы? Об этом «Известиям» заявил посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник. Однако ввиду марионеточности киевского режима референдум может и состояться — с заранее предрешенными результатами, считает экс-премьер Украины Николай Азаров. О том, почему Зеленский заговорил о референдуме и какова вероятность скорого начала переговоров Москвы и Киева, — в материале «Известий».
Зеленский о референдуме
Слова Владимира Зеленского о том, что «ни один вопрос, касающийся территориальной целостности Украины, не может быть решен одним президентом, или одним человеком, или всеми президентами мира без украинского народа», активно обсуждаются уже несколько дней. Заявление, сделанное в интервью французскому Le Monde, породило дискуссии относительно возможного проведения референдума на территории Украины, который бы теоретически мог стать прологом для запуска мирных переговоров по урегулированию кризиса.
В случае если большинство украинцев, например, высказались бы за завершение боевых действий и изменение границ исходя из реалий, которые складываются на земле, это могло бы открыть путь для решения конфликта между Москвой и Киевом. Тем не менее российская сторона скептически оценивает готовность украинской власти пойти на такой шаг.
— Вероятность проведения на Украине референдума — минимальна. Зеленский ее использует как отговорку исключительно для оправдания перед западниками, почему он не готов на переговоры и поиск компромисса. Но в реальности для Зеленского такой плебисцит неприемлем, потому что он автоматически инициирует вопрос: если можно провести референдум, то почему нельзя было провести президентские выборы, а допущена узурпация власти, — заявил «Известиям» посол по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.
Cегодня не Украина выдвигает предусловия для начала переговоров. Киев уже потерял и Крым, и Донбасс, и Новороссию, и должен признать, что на этих территориях его никто не ждет, добавил посол.
— Если им нужны референдумы, то они на всех этих землях уже проведены, остается только признать их итоги, а не демонстрировать беспочвенное ослиное упрямство, провоцирующее кровопролитие, — сказал он. — После вывода украинских формирований с российских конституционных территорий можно переходить к обсуждению главного вопроса — судьбы территории, еще находящейся под контролем режима Зеленского.
Экс-премьер Украины Николай Азаров не обладает информацией о том, что в Киеве сейчас кто-то серьезно занимается подготовкой проведения референдума. При этом, по его словам, технически это очень сложное мероприятие. Он напоминает: в статье 73 Конституции Украины действительно говорится о том, что вопросы об изменении территории страны решаются всеукраинским референдумом.
— Я думаю, что его не будет. Но, с другой стороны, это марионеточный режим. И если по каким-то соображениям будет необходимость провести что-то подобное, то это случится и результат будет заранее тот, который нужен. Если надо будет, то 80% населения «проголосуют» против изменения территории, или другой вариант — они дадут разрешение на такие изменения. И тогда на основе этого «референдума» нелегитимный президент может подписать что угодно, — отметил в беседе с «Известиями» бывший глава правительства.
Действительно, проведение в нынешней ситуации референдума в том понимании, как это прописано в законодательстве страны, невозможно. Бывший депутат Верховной рады Владимир Олейник, однако, обращает внимание, что украинский закон о всенародном референдуме по сути запрещает выносить на голосование вопросы, которые могут привести к отчуждению территории.
Кроме того, всеукраинский референдум не может назначаться или проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории страны. Референдум может провозгласить президент и Верховная рада. А вот на всеукраинский референдум по народной инициативе не может быть вынесен вопрос об изменении территории Украины, говорится в конституции страны.
— Очевидно, что к власти в США может прийти Дональд Трамп, а он уже заявил, что конфликт должен быть прекращен. Кроме того, в обществе наметилась тенденция, что надо закончить конфликт на любых условиях. Не надо жалеть, что потеряли, надо беречь, что осталось. И Зеленский пытается сейчас просто переложить ответственность на украинский народ, — сказал «Известиям» бывший парламентарий.
Возможно ли урегулирование конфликта
По мнению Родиона Мирошника, Киев будет сохранять «стратегическую неопределенность» в вопросах мирных переговоров до понимания итогов выборов в США, а потом выдвинет очередной «мирный план», содержание которого и будет зависеть от того кто станет президентом США и к кому нужно искать подход. Очевидно, что если Белый дом за собой сохранят демократы, то Киев может в принципе попытаться продолжить затягивать конфликт, а после прихода Трампа Украина может лишиться финансовой и военной поддержки в случае отказа от диалога с РФ.
— Однако в реалистичность этого «плана» я слабо верю. Лучший выход для сохранения украинского народа — это принять предложение Владимира Путина и делать реальные шаги к началу переговоров, а не заполнять информационное пространство пустыми предложениями, — сказал посол.
В мае в СМИ появилась информация, что Трамп якобы разработал детальный план по мирному завершению конфликта. Однако раскрывать его пока он не планирует. В июне советники Трампа Кит Келлог и Фред Флейтц обнародовали некоторые подробности возможного плана, который был положительно воспринят экс-президентом. Он заключается в увеличении предоставления вооружений Киеву при условии начала мирных переговоров и угрозе поставленной Москве по передачи больше оружия Украине в случае нежелания вести переговоры. Инициатива также предполагает прекращение огня в ходе переговоров на основе «преобладающих линий фронта».
— Выборы в США могут повлиять на потенциальные в будущем переговоры России и Украины. В американском истеблишменте сейчас очень сильны противоречия между демократами и республиканцами. Предсказывать сложно и вот почему: Харрис — не суверенный актор. Более того, некоторые специалисты говорят, что это хорошо, потому что тогда имеет место быть коллективное руководство. И такое руководство, скорее всего, будет действовать более разумно, без эмоций оценивая возможности американских вооруженных сил. Как сказал Путин, демократы предпочтительнее, потому что они предсказуемы. Харрис будет делать то, что ей скажут, — поделился с «Известиями» американский историк и экс-преподаватель Гарвардского университета Владимир Бровкин.
Эксперт выражает сомнения и в том, что в случае возвращения экс-президента в Белый дом конфликт будет непременно разрешен.
— Что касается Трампа — конечно, он сильный лидер, и можно невольно симпатизировать его программе, что он установит мир и вставит палки в колеса НАТО. Но у меня иное мнение. С точки зрения интересов России, он более опасный человек, потому что он будет авторитарным. Трамп будет делать, что хочет, невзирая на истеблишмент. И если что-то пойдет не так, как он спланировал, существует возможность более серьезного конфликта вокруг Украины. Например, он говорит, что если Зеленский не будет вести мирные переговоры, то он не даст ему оружия, а если Путин не будет вести переговоры, даст оружия больше. Такой подход говорит о том, что американцы, включая Трампа, привыкли говорить командным голосом, но Россия не будет принимать никаких команд ни от кого, — рассуждает специалист.
Россия последовательно заявляет о решимости вести переговоры по украинскому кризису.
В частности, 14 июня Владимир Путин в очередной раз публично предложил Киеву вариант окончания боевых действий. Основное требование — учет сложившихся реалий на земле, а именно вывод войск с конституционной территории России: ДНР, ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей. Россия также требует официального нейтралитета Киева.
Риторика украинского руководства уже претерпела определенные изменения. Зеленский заявил о готовности вести диалог с Владимиром Путиным, несмотря на ранее подписанный им же указ о запрете переговоров с российской стороной.
— Пока нет никакой конкретной субстанции по переговорам. Есть непонятные сигналы, но мы не знаем, насколько они реалистичны. Действует запрет для киевского режима на ведение каких-либо переговоров с нами. Никакой конкретики пока нет, — заявлял ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Украинская власть начала понимать, что возможности победить Россию нет, считает Владимир Бровкин.
— Что касается Зеленского, он просто виляет. Его нынешнюю риторику можно объяснить тем, что ему дали понять о невозможности победить Россию. А то, что ему посулили — членство в НАТО после окончания войны. Вот к чему он стремится. Но для России это не приемлемо, даже если в альянсе будет только кусок Украины. Поэтому переговоры ни к чему не приведут, пока Киев не согласится стать нейтральным. И даже после этого нет никаких гарантий. Референдум же необходим, чтобы снять с себя ответственность, — полагает эксперт.
Отмечает он и необходимость международно-правового закрепления нейтрального статуса Киева, что теоретически можно будет считать гарантией долгосрочного урегулирования.
— Должен быть международный договор, приблизительно такой, как был по Австрии. Такого договора, однако, не предвидится при нынешнем руководстве в Европейском союзе. Там к власти должны прийти совсем другие люди. В длительной перспективе — скажем, нескольких лет — в Европе могут произойти серьезные перемены, например придут «Альтернатива для Германии» в Германии или Ле Пен во Франции, — считает Владимир Бровкин.
Впрочем, некоторые европейские политики начали активно продвигать идею о дипломатическом решении украинского конфликта. Помимо премьеров Венгрии и Словакии Виктора Орбана и Роберта Фицо, риторику подхватил и финский президент Александр Стубб, который в интервью газете Le Monde заявил, что переговоры можно проводить и без вывода российских войск до территории 1991 года, что было одним из требований Киева.
— Если говорить о позитивных трендах в Европе, мне импонирует движение, которое начал Орбан. Если к этому активно присоединится Австрия, Венгрия, Словакия или даже Сербия, которая не входит в НАТО и ЕС, и другие балканские страны, то такой альтернативный вариант может повлиять и на остальную Европу, — поделился Владимир Бровкин.
Напоминает эксперт и о важности экономического аспекта, заявляя о том, что сейчас Россия вкупе с Китаем становится экономически независимой и привлекательной. Он также отмечает, что как когда-то в один из периодов Западная Европа была магнитом для инвестиций и развития, сейчас мы наблюдаем как таким полюсом притяжения становятся ШОС и БРИКС. Таким образом, восточноевропейские страны могут скоро начать тяготеть к России, что откроет перспективу диалога с остальной Европой.
Леонид Самуна, Семен Бойков
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Известия”