Откройте для себя лучшие бесплатные SEO инструменты, которые помогут улучшить видимость сайта без дополнительных затрат
SEO инструменты существенно упрощают работу над проектом, а также повышают эффективность поисковой оптимизации. Специалисты из Mihaylov.digital поделились подборкой бесплатных SEO инструментов, которые позволят вам получить максимальную отдачу при нулевых затратах.
Почему стоит использовать бесплатные SEO инструменты?
Экономия денег на оплату подписки – не единственная причина, почему стоит использовать бесплатные SEO инструменты, есть и другие:
-
Официальные инструменты от Яндекса и Google преимущественно бесплатны, но при этом обладают высокой точностью данных.
-
Коммерческие инструменты, предоставляющие доступ бесплатно к части функций, позволяют профессионально решать различные SEO-задачи. Это повышает скорость и эффективность работы.
-
Некоторые решения позволяют автоматизировать работу, снимая часть рутины, что высвобождает время на более важные задачи.
-
На данных из системы аналитики и мониторинга сайта можно построить эффективную стратегию продвижения проекта.
Существует множество качественных бесплатных SEO-инструментов, которые призваны облегчить жизнь обычного вебмастера или маркетолога. Часть из них не являются “дополнением” к платным решениям, ими можно пользоваться как основным продуктом для решения различных SEO-задач.
ТОП-10 бесплатных SEO инструментов
Далее вы найдете ТОП-10 инструментов для различных задач – от подготовки текстов до глобальной аналитики и мониторинга сайта. Часть инструментов полностью бесплатны, но в некоторых бесплатный доступ ограничен по объему задачи.
Google Search Console
Google Search Console – официальный инструмент от Google для мониторинга проекта в поисковой выдаче, который позволяет взглянуть на сайт “глазами Гугла”. Доступен только для владельцев проектов, а также людей с делегированными правами. То есть проверить сайт конкурента не получится, если только вам не выдали права на просмотр данных.
Регистрация и использование бесплатны, достаточно завести аккаунт Google и подтвердить права на домен. После этого вы сможете в удобном интерфейсе отслеживать следующую информацию:
-
Эффективность страниц в поиске – сколько было показов и кликов;
-
Индексация URL;
-
Удобство контента для пользователей;
-
И другие параметры.
Например, здесь вы сможете отслеживать индексацию URL, а в случае трудностей, увидите подробные данные о причинах возникновения проблем. Также в Google Search Console можно найти различные рекомендации, выполнение которых способно улучшить поисковую видимость вашего ресурса.
Совет: Google Search Console позволяет ускорить индексацию. Для этого необходимо проверить вручную новый URL, и при отсутствии его в индексе, запросить индексацию кликом на одноименную кнопку. Это поможет значительно ускорить индексирование новых страниц.
Этот инструмент должен быть в арсенале у любого вебмастера и владельца проекта, так как позволяет получить максимально исчерпывающую информацию о своем ресурсе.
Google Analytics
Google Analytics – ещё один бесплатный инструмент от Гугл, который должен быть в арсенале у каждого. С помощью Google Analytics вы сможете отслеживать посещаемость ресурса.
Сервис аналитики от Гугл предоставляет максимально исчерпывающие данные о посетителях, например:
-
Общее количество пользователей;
-
Просмотры;
-
Действия;
-
Время на странице;
-
Процент отказов;
-
И другие параметры.
Google Analytics – идеальное решение, если вы хотите проработать поведенческие факторы. Здесь вы сможете увидеть исторические данные о поведении пользователей, а также проверить информацию в реальном времени, кто и как пользуется вашим проектом.
Google Analytics и Google Search Console могут работать в связке, если их объединить во внутренних настройках. Так вы сможете удобно обрабатывать поступающую информацию сразу из одного интерфейса.
Помимо SEO параметров, Google Analytics помогает и с маркетингом. Вы можете настроить анализ данных действий пользователей. Например, это поможет вычислить конверсию определенных CTA элементов на главной или же проследить продвижение посетителя по воронке продаж.
Google PageSpeed Insights
Google PageSpeed Insights – третий бесплатный SEO инструмент в нашей подборке, автором которого является корпорация Google. Google PageSpeed Insights поможет проверить сайт глазами поисковика, оценив скорость его загрузки.
Скорость загрузки и удобство для пользователей – важные критерии для ранжирования, поэтому оценка станет фундаментом для доработок и последующего улучшения позиций. Например, если оценка выявит трудности при загрузке первого видимого контента, это сигнал для устранения проблем.
В отличие от Google Analytics и Google Search Console, вы можете использовать Google PageSpeed Insights для проверки не только своих проектов. Например, можно проверить конкурентов, чтобы выявить их слабые стороны.
Совет: обязательно проверяйте домен не только для компьютеров, но и для мобильных устройств. Часто бывает так, что оценка для ПК высокая, но на мобильных устройствах есть проблемы. С учетом “Mobile First” подхода со стороны поисковиков, решение проблем на мобильных устройствах может дать мощный рост позиций.
Keyword Planner
Изначальное предназначение Keyword Planner – планирование ключевых слов для рекламных объявлений, но Keyword Planner пригодится и для поисковой оптимизации.
Информацию о частотности запросов из Keyword Planner можно использовать для анализа поисковых запросов в Google. На сегодня Keyword Planner является основным источником данных о частотности запросов в Гугле, так как другие источники прекратили работу или предоставляют неполные данные.
Keyword Planner подходит для составления семантического ядра. Например, вы можете задать тему и в ответ получите полную подборку связанных ключевых слов. Самое приятное, что пополнять баланс рекламодателя для анализа ключевых слов не требуется – этот раздел доступен бесплатно до запуска рекламной кампании.
Важно: Google показывает примерные данные о количестве запросов. Это значит, что если по слову есть 10,000 запросов, итоговый объем в итоге может быть как 9,000, так и 11,000.
Помимо частотности, Keyword Planner отлично подойдет и для оценки конкуренции. Об этом можно с высокой точностью судить по оценке конкуренции в рекламных показах. Если конкуренция высокая, а с ней и ставка за клик, то по такому запросу высокая конкуренция и в органической выдаче.
Яндекс Метрика
Яндекс Метрика – аналог Google Analytics, где вы можете отслеживать посещаемость сайта. Как и в Аналитике, в Метрике доступна информация не только об общей посещаемости, но и дополнительные данные:
-
Количество просмотров;
-
Время на странице;
-
Процент дочитываний;
-
И другие данные.
Вы можете использовать сразу оба аналитических инструмента, так как в каждом есть уникальные функции. Например, в Метрике бесплатно доступен Вебвизор – специальный инструмент для мониторинга действий пользователей на страницах. Благодаря Вебвизору вы сможете посмотреть действия пользователей в записи, то есть у вас будут данные не только о посещении или времени визита, но и о том, как именно человек взаимодействовал с вашим ресурсом.
Это очень ценная информация для работы с поведенческими факторами. Например, вы можете узнать, что какой-то элемент сайта блокирует доступ к контенту или о других проблемах, решение которых приведет к улучшению позиций в поисковой системе.
Метрика полностью бесплатна, но доступна только для владельцев проектов. То есть вы не сможете проверить конкурентов, если только не получите делегированный доступ на просмотр данных счетчика.
Yandex Wordstat
Вордстат от Яндекса – аналог Google Keyword Planner, но в отличие от Гугла, этот инструмент создан не только для рекламных кампаний. Яндекс бесплатно предоставляет данные по количеству запросов, а также по динамике и отличиях в запросах по различным регионам.
Например, в Вордстате можно вручную проверить данные о частотности любого запроса в Москве или во Владивостоке. Данные отображаются с небольшой задержкой по времени, но всё равно являются максимально точными. На базе этих данных можно спланировать примерный объем трафика, а также построить полноценное семантическое ядро.
Главный минус Вордстата – нет данных о конкуренции. Количество запросов в месяц – это всё, что видно, поэтому конкуренцию придется проверять либо в других сервисах, либо вручную в выдаче.
Переключившись на старый интерфейс, можно легко собрать LSI фразы или расширить семантику для подготовки контента.
Помимо региона, отфильтровать данные можно и по некоторым другим параметрам. Например, проверить частотность запроса с мобильных устройств.
Яндекс Вебмастер
Яндекс Вебмастер – незаменимый сервис для каждого, кто продвигает проект в Яндексе. Это не просто аналог Google Search Console, а мощная платформа для мониторинга сайта, которая помогает продвигать проект в выдаче. Например, исправив ошибки из раздела “Диагностика” можно добиться существенного улучшения видимости в выдаче.
В Яндекс Вебмастере собрана вся информация о вашем проекте, как его видит Яндекс. Например, здесь доступна подробная информация об индексации – какие страницы уже в индексе, какие еще нет и почему. Также есть базовая информация о кликах в поиске – динамика, запросы и т.д.
Яндекс Вебмастер умеет работать в связке с Метрикой, что обогащает данные о запросах, а также ускоряет индексацию проекта. Есть и функция мониторинга доступности сервера, благодаря которой вы получите моментальное уведомление, если ваш сайт недоступен.
Раздел “Диагностика” – еще одна причина, почему вам точно нужен Вебмастер. В этом разделе собрана подробная информация о проблемах и возможных улучшениях, что является фактически прямым руководством к действию по улучшению проекта.
Данные из Вебмастера доступны только для владельцев доменов, а также людям с делегированными правами. То есть вы сможете проверить свой собственный проект, но не сможете проверить конкурентов, если не получите от них делегированный доступ.
MozBar
MozBar – бесплатное расширение для Хрома, которое является незаменимым помощником для всех, кто продвигает сайты в Google.
Благодаря этому расширению вы сможете быстро анализировать SEO параметры любой страницы. Плагин показывает следующие данные:
-
DA – рейтинг авторитетности домена;
-
Spam Score – оценка заспамленности проекта;
-
И другие.
Этот плагин помогает при оценке собственного проекта, а также при оценке доноров при построении ссылочной массы. Например, вы можете быстро оценить сайты для покупки ссылок, насколько у домена высокий авторитет, есть ли ссылочный спам и т.д.
Плагин является частично бесплатным. Базовые данные, например, DA и Spam Score, доступны бесплатно, но для расширенного отчета о домене, для выгрузки данных и других функций, потребуется перейти на платную подписку Moz Pro.
MozBar поможет с продвижением в Google, но практически бесполезен для продвижения в Яндексе. Хоть высокий DA рейтинг косвенно подтверждает качество донора и для других поисковых систем, но Гугл является основным предназначением сервиса.
Text.ru
Text.ru – частично-бесплатный сервис для проверки текстов. Инструмент многофункциональный и позволяет проверить текст сразу на все важные для SEO параметры:
-
Уникальность;
-
Переспам;
-
Вода;
-
И некоторые другие.
Каждый день можно проверить бесплатно до 15 000 знаков, за дополнительный объем потребуется заплатить от 0,06 рублей за 1000 знаков проверки. Ограничений на бесплатном аккаунте нет, кроме объема ежедневных проверок. То есть вы сможете бесплатно проверить уникальность текста и узнать о SEO-показателях текста.
Помимо проверки уникальности, сервис также умеет вычислять использование нейросетей. Эта функция доступна отдельно и только по подписке.
Проверка контента на искусственный интеллект – важный этап при работе со сторонними исполнителями. Сгенерированный контент имеет меньше шансов на высокие позиции в поисковой выдаче.
Text.ru помогает готовить качественные тексты. Без проверки контента невозможно соблюсти все требования поисковых систем. Например, сервис поможет выявить переспам ключевых слов, чтобы ваш итоговый контент получился максимально качественным.
Screaming Frog SEO Spider
Screaming Frog SEO Spider – единственная в нашей подборке программа. В отличие от предыдущих инструментов, Screaming Frog необходимо установить на свой компьютер.
Программа Screaming Frog SEO Spider поможет выявить все ошибки на сайте, что особенно важно для эффективного продвижения. Например, программа способна выявить следующие проблемы:
-
Битые ссылки;
-
Неправильные редиректы;
-
Дубликаты страниц;
-
Ошибки в настройке правил для индексации;
-
И другие.
Инструмент настолько хороший, что им активно пользуются многие профессиональные SEO агентства, предоставляя отчеты из Screaming Frog SEO Spider в качестве отчетов по техническому анализу сайта. Вы можете получить точно такой же отчет бесплатно, достаточно установить программу на свой компьютер. Для работы не требуется высокая вычислительная производительность, достаточно стабильного доступа к Интернету.
Screaming Frog SEO Spider является частично бесплатным решением – в бесплатном тарифе доступна проверка до 500 адресов, за расширение доступа придется заплатить. Для небольших проектов или задач, которые можно разбить на несколько, Screaming Frog SEO Spider можно использовать полностью бесплатно.
Преимущества интеграции различных инструментов
Список инструментов можно легко продолжить, так как действительно хороших решений много. Но важней понять – в чем главные преимущества использования различных решений. Бесплатные SEO-инструменты дают целый ряд преимуществ:
-
Повышение эффективности работы;
-
Принятие решений на основе данных, а не гипотез;
-
Автоматизация выполнения рутинных задач;
-
Повышение безопасности проекта;
-
И другие.
Без некоторых сервисов невозможно обойтись для эффективной работы при любом масштабе задачи, некоторые нужны лишь точечно. Например, при подготовке текстов для Яндекса или Google зачастую важна уникальность. Даже если вы пишете текст из головы, это не значит, что он автоматически будет 100% уникальным. Особенно остро эта проблема стоит в высококонкурентных и коммерческих нишах. Высокие позиции для неуникального текста получить сложней, поэтому без проверки текста на уникальность не обойтись.
Какие бесплатные SEO инструменты стоит использовать в работе
SEO продвижение требует комплексного подхода, что зачастую усложняет процесс работы. Различные инструменты способны упростить все процессы, а также сделать вашу работу более эффективной. Подберите удобные для себя решения по следующим направлениям:
-
Аналитика – проверка посещаемости и поведенческих факторов;
-
Мониторинг – оценивайте сайт глазами поисковых систем;
-
Запросы – для составления семантического ядра или подбора запросов для конкретных страниц;
-
Контент – для подготовки качественных текстов;
-
Ссылки – для проверки доноров при построении ссылочного профиля.
Это минимальный набор, который необходим любому владельцу сайта. Вы можете расширить его на необходимые персонально для вас решения. Например, если у вас сайт работает на WordPress, вы можете использовать готовые плагины для быстрой оценки страниц внутри панели администратора:
-
YOAST SEO;
-
RankMath;
-
Или другие.
Подобным образом вы сформируете собственный список необходимых SEO инструментов для работы, которые повысят эффективность вашей работы.
Фото: pixabay