Россиян будут убеждать покупать рыбу
Глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что правительство утвердило дорожную карту по увеличению потребления рыбной продукции в стране. Год назад соответствующее поручение давал президент Владимир Путин. Предполагалось прописать план мероприятий до 2030 года. За последние 10 лет потребление рыбы в стране значительно сократилось, а экспорт по-прежнему остается выгоднее, чем поставки на внутренний рынок. Почему этим вопросом занимаются на столь высоком уровне и сколько рыбы едят россияне сейчас — в материале «Известий».
О какой дорожной карте идет речь
Дорожную карту подписал вице-премьер Дмитрий Патрушев. Уже создана организация, которая займется маркетинговыми исследованиями, работой с торговыми сетями и продвижением рыбной продукции среди населения, рассказал Илья Шестаков в беседе со СМИ.
Поручение по увеличению потребления рыбы президент Владимир Путин давал в октябре 2023 года. Тогда он, в частности, призвал стимулировать потребление рыбы за счет детей и подростков в школах и детсадах, снизить затраты при ее транспортировке, развивать портовую и логистическую инфраструктуру, содействовать глубокой переработке и популяризировать продукцию через социальную рекламу.
Сколько рыбы едят россияне
Глава Росрыболовства сообщил, что в этом году общий вылов водных биоресурсов составит около 5 млн т против 5,3 млн т в прошлом году. По его словам, Россия «давным-давно полностью обеспечивает себя рыбной продукцией», а излишки поставляет на экспорт. Поставки из-за рубежа есть, но речь идет о преимуществе продукции, которая на территории России не вылавливается или не производится.
Потребление рыбы Илья Шестаков оценивает на уровне от 21 до 23 кг на человека в год. Между тем в стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года стоит цель повысить среднедушевое потребление до 28 кг на человека в год. Это рекомендация Минздрава.
Впрочем, оценки участников рынка расходятся с официальными данными. Так, председатель Рыбного союза Александр Панин сказал «Известиям», что уровень потребления рыбной продукции в России в 2023 году составил 19,2 кг на человека в год. А вице-президент — исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин замечает, что потребление считают по живому весу рыбы, но фактически ее так никто не продает — она поступает к покупателю чаще всего в замороженном виде без головы и кишок.
— А это сразу минус 30% веса, — замечает собеседник «Известий». — Соответственно, когда говорят про потребление 21–22 кг на человека, фактически это означает 15–16 кг. Нужно определиться, какой показатель мы имеем в виду.
С этим соглашается и Александр Панин, однако замечает, что важны скорее не абсолютные величины, а динамика. При этом идея об унификации методики расчета уже отражена в дорожной карте, добавил он.
При этом значительно отличается потребление рыбы от региона к региону. В лидерах Ненецкий АО с 41 кг на человека в год, ЯНАО (40 кг/чел.), Магаданская, Астраханская области и Республика Мордовия (чуть более 30 кг/чел. в каждом из регионов). Меньше всего рыбы потребляли в Республике Тыва (8 кг/чел.) и Алтае (9 кг/чел.). Традиционно мало едят этот продукт в северо-кавказских регионах.
Такой разброс легко объясним традициями конкретных регионов и удаленностью от водоемов. Так происходит во всем мире. Александр Фомин замечает, что в Исландии и на Фарерских островах показатель потребления просто зашкаливает — до 90 кг на человека в год, много ее едят в Испании, Португалии, Японии. При этом в США гораздо спокойнее относятся к рыбной продукции и потребляют на уровне России, а в ряде центральных стран Европы без доступа к морю — и того меньше.
Зачем этим занимается государство
Александр Фомин замечает, что в других странах, как правило, такой вопрос на уровне правительства вообще не ставится — всё решается рыночными механизмами. В России это скорее наследие Советского Союза, считает он. Тогда населению не хватало белка, активно искали заменители мяса и приняли целую программу по развитию рыбного промысла. С тех пор система учета вылова, производства и потребления рыбной продукции и работает.
— Другое дело, что рыба действительно важна для развития полноценного питания и укрепления здоровья населения, — соглашается он. — И автоматически это тянет за собой и экономические последствия — особенно это касается прибрежных регионов, которые сильно зависят от рыболовства.
Главный внештатный специалист Минздрава России по терапии и общей врачебной практике Оксана Драпкина рассказала, что согласно современным международным рекомендациям по рациональному питанию необходимо устраивать рыбные дни два раза в неделю, когда рыба будет и на обед, и на ужин. При этом имеет значение и качество рыбы — выбор должен падать на сырую или замороженную дикую рыбу, а не продукты промышленного производства: риет, копченая рыба, соленая рыба и т.д.
— При таком нехитром расчете в год на человека понадобится 26 кг рыбы, — указала собеседница. — В России установлена норма потребления рыбы в 28 кг в год на человека без привязки к региональным особенностям. И эту норму необходимо реализовывать повсеместно.
Становится ли рыба популярнее
Директор по исследованиям и разработке «СберМаркетинга» Евгений Батяшин указывает, что с 2013 года потребление рыбы упало — тогда оно было на уровне 27,3 кг на человека в год. В Роскачестве также отметили, что потребление за последние пять лет сократилось на четверть. Одна из причин — молодое поколение предпочитает готовую еду.
— Однако за первый квартал 2024 года уровень потребления рыбы в России впервые за продолжительное время вырос. Ожидаем, что тренд на снижение потребления рыбной продукции наконец переломлен, — заявили в Роскачестве.
Этот тренд подтвердили «Известиям» и крупнейшие сетевые магазины. Так, в розничной сети «Магнит» за восемь месяцев этого года продажи рыбной продукции в натуральном выражении оказались на 20% выше, чем годом ранее. В пресс-службе X5 Group рассказали, что в торговой сети «Перекресток» в 2024 году наблюдается рост спроса на рыбную продукцию на 25%: на 20% — на замороженную и на 30% — на охлажденную, а потребление красной рыбы, лосося, форели, кижуча увеличилось вдвое. При этом доля импортной продукции на полках составляет порядка 30%. За январь–август 2024 года продажи рыбы и морепродуктов в магазинах «Ашан» в России увеличились на 13,2% в кг по отношению к аналогичному периоду 2023 года и на 19,2% к 2022. Растет спрос и на отечественную рыбу — на 13,4% и на 9,2% соответственно.
Евгений Батяшин со ссылкой на исследование «СберМаркетинга» рассказал, что не покупают рыбу только 4% граждан, остальные 96% покупают, но не регулярно. Оксана Драпкина отметила, что у каждого десятого россиянина рыба и морепродукты присутствуют в рационе ежедневно, а низкое потребление — реже или один раз в месяц — у 34,9% населения.
По данным Рыбного союза, объем российского рынка рыбной продукции в 2023 году вырос на 20%, до 2,8 млн т в сырце — в основном за счет частичного восстановления импортных поставок. Поставки российской рыбы на внутренний рынок сохранились на уровне 1,6 млн т. Но в 2024 году рыбный импорт снова падает из-за сложностей в логистике и расчетах, снижения курса рубля и повышения ключевой ставки, поэтому прироста объемов не ожидается.
Как рыба стала «праздничным продуктом»
В Роскачестве уже запустили программу популяризации «Русская рыба» совместно с Минпромторгом, Минсельхозом, Росрыболовством, Рыбным союзом, АККОРТ и СНСР.
— Она представляет собой комплексное продвижение различных видов рыбы по всей стране и включает долгосрочные маркетинговые и коммуникационные кампании, просветительскую деятельность, фестивали, конкурсы, акции и промо-активности в торговых сетях и ресторанах, создание единого потребительского ресурса по темам употребления рыбы, пользы и значения в рационе, правильного выбора и приготовления (рецепты, обзоры лучших товаров и т. д.), — рассказали в Роскачестве.
Евгений Батяшин считает, что основная проблема в низком уровне культуры потребления рыбы и морепродуктов в стране: рекламные кампании, проводящиеся дистрибьюторами, в большей степени приурочены к праздникам, а вся информационная нагрузка кампаний сводится к скидкам. Такая многолетняя практика привела к тому, что у россиян рыба стала «праздничным» продуктом.
Александр Панин из Рыбного союза рассказал, что в дорожной карте до 2030 года также есть меры по развитию производства на территории страны и совершенствования нормативной базы.
— С одной стороны, необходимо сделать рыбу популярным продуктом, в том числе среди молодежи — именно в этой категории сильнее всего снизилось потребление. С другой стороны, нужно стимулировать развитие внутреннего производства с учетом современных тенденций, — рассказал он.
Александр Фомин, в свою очередь, замечает, что пока не предпринимается каких-то специальных мер для увеличения конкретно внутреннего рынка.
— В этом есть некое противоречие: разрабатываются доктрины, которые требуют увеличить потребление рыбы внутри страны, в то же время экономически выгоднее сегодня отправлять рыбу за рубеж, — сказал эксперт. — Пока нет приоритетов и понимания, что нам важнее: темы экспорта и поставок на российский рынок идут вразнобой. Все-таки надо сначала определиться.
Реально рынок ждет, чтобы экономические условия по поставке рыбы внутри сраны были сопоставимы с теми, что существуют для экспорта, продолжает Александр Фомин. Это касается в первую очередь логистики — до центральных регионов государства от побережья моря 6–7 тыс. км, тогда как в других странах достаточно привезти рыбу в порт и там же ее продать. С этой точки зрения серьезной поддержки от государства рыбопроизводители пока не чувствуют.
Сергей Гурьянов
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Известия”