Как добиться
Зарплата работающих граждан в номинальном виде к 2027 году составит почти 120 тыс. рублей. Это на треть больше, чем в этом году. Об этом сообщило Минэкономразвития в своем социально-экономическом прогнозе на ближайшую трехлетку. Аналитики, правда, утверждают, что финансовые возможности компаний по наращиванию окладов в большинстве отечественных компаний исчерпаны и расти им не с чего. Кто прав в этом споре и ждать ли гражданам дальнейшего увеличения доходов, «МК» выяснил у экспертов.
В ведомстве Максима Решетникова считают, что среднемесячная номинальная зарплата россиян, то есть до вычета налогов на доходы физических лиц, но с учетом премий и надбавок, к 2027 году составит 119 296 рублей. По сравнению с нынешним показателем она вырастет на 35%. Сегодня номинальная зарплата в России составляет 88 285 рублей. По расчетам МЭР в 2025 году средняя оплата труда достигнет 99 952 рублей, а в 2026-м — 110 169 рублей. Это выше апрельских прогнозов ведомства. При этом, с поправкой на инфляцию, темпы роста оплаты труда с каждым годом будут замедляться — с 9,2% в 2024 году до 4,1% в 2027-м.
Любопытно, что Банк России в пресс-релизе 13 сентября указывал, что из-за дефицита кадров зарплаты граждан растут слишком быстро: этот показатель опережает рост производительности труда. В прогнозе МЭР об этом тоже упоминается. Согласно данным ведомства, производительность труда увеличится на 3,3% в 2024 году, затем будет два года подряд повышаться лишь на 2,3%, а в 2027-м — на 2,8%. То есть, зарплаты растут явно несоразмерно трудовому вкладу работников.
Между тем, как отметил заместитель гендиректора Работа.ру Александр Ветерков, в среднем максимальные зарплатные предложения в первом квартале 2024 года выросли на 20%, а во втором — на 17,8% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Дефицит кадров продолжает побуждать работодателей повышать оплату труда для привлечения сотрудников, но далее в большинстве сфер они начнут развивать методы нематериальной мотивации, считает эксперт.
Аналитики портала SuperJob указали, что повышенные темпы роста заработных плат несут риск повышения налоговой нагрузки на бизнес: чем выше фонд оплаты труда (ФОТ), тем больше налоговых отчислений. Бизнес будет стремиться снизить налоговую нагрузку, например, переходя на привлечение к работам самозанятых граждан, а зарплатные предложения будут наращивать за счет денег, сэкономленных на налогах. Но наиболее скептически к прогнозам МЭР отнесся профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
— Что смущает в приведенных ведомством Максима Решетникова цифрах?
— Рост заработной платы такими темпами противоречит прогнозам по уровню инфляции в стране. Так же невозможно объяснить такие темпы и ростом МРОТ, поскольку темпы увеличения минимального размера оплаты труда и темпы индексации заработной платы, например, в бюджетном секторе, сильно отличаются. Общий ФОТ индексируется, как правило, по уровню инфляции, а МРОТ более высокими темпами. Это приводит к тому, что сокращаются доплаты и надбавки, а растет окладная часть. Быстрый рост МРОТ может повлиять на обеление зарплаты в коммерческом секторе, поскольку видимая часть заработка будет расти, но при этом вторая часть, «конвертная», будет двигаться сообразно доходам компаний и темпам инфляции. Это означает, что реально получаемые зарплаты из двух источников растут на уровне или чуть выше инфляции.
Все остальные сектора будут сталкиваться в 2025 году с последствиями роста учетной ставки ЦБ. Кредитные деньги под оборот подорожают, а значит этот фактор станет стабилизатором роста ФОТ. Рост стоимости товаров и услуг также ограничивает потребление, а следовательно и реальные доходы компаний.
— Как взаимосвязаны производительность труда и рост заработных плат?
— Утверждение ЦБ о несоответствии темпов роста оплаты труда и производительности, как одного из факторов роста инфляции, не соответствует научным данным. Еще в 2014 году было установлено, что темпы роста производительности труда опережали рост зарплаты. Это отражается, например, в цифрах структуры ВВП, где доля заработной платы у нас постоянно снижалась.
ЦБ не учитывает множество факторов в этом вопросе: уровень совместительства и сверхурочной работы, которые не оплачиваются работодателями в полном объеме; уровень роста трудовой нагрузки на работников из-за нехватки персонала, которая никак не оформляется. Кроме того, низкая заработная была одним из важнейших факторов, который дестимулировал наших производителей вкладывать средства в современные технологии и оборудование.
— Насколько справедливо сегодня говорить о кадровом дефиците?
— Представление о «перегретости» рынка труда не соответствует реальному положению дел. Да, у нас есть серьезные дефицит кадров в отдельных сегментах рынка труда, но он вызван, в том числе, и низким уровнем оплаты труда, и плохими условиями. «Перегретость» рынка труда пока серьезным образом не подтверждается данными, например, о серьезном сокращение возрастной дискриминации и открытости работодателя к таким категориям работников, как инвалиды или лица, имевшие судимости. Работодатели в сфере услуг массово экономят на социальной защищенности работников, требуют от них получать статус самозанятого и оформления на разного рода платформах, что является свидетельством доминирования работодателей над работниками и соискателями вакансий. А не наоборот, как можно было бы ожидать при дефиците кадров.
Наталия Трушина
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”