Врачей запретят учить дистанционно
На этой неделе Госдума рассмотрит законопроект, который направлен на повышение качества медицинской помощи, сообщил председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. Законопроект разработали еще летом 2024 года, но до первого чтения он дошел только сейчас. В документе устанавливается запрет на полное дистанционное обучение медиков, а также стандартизируется повышение их квалификации. Какова ситуация с качеством медицинского образования и как законодатели собираются решить вопрос его повышения — в материале «Известий».
О чем законопроект
Документ был внесен в нижнюю палату парламента 25 июня 2024 года, но после отзыва правительства с критическими замечаниями его отправили на доработку. Новая версия законопроекта получила одобрение комитетов Госдумы 15 января и, как сообщил Вячеслав Володин, будет рассмотрена на пленарном заседании Госдумы на этой неделе.
По его словам, одна из проблем, которую решает документ, — это неурегулированные вопросы повышения квалификации медиков, которой занимаются в большинстве случаев «коммерческие организации, не имеющие необходимой инфраструктуры, аттестованных преподавателей и клинической базы для прохождения обучения». Медицинский персонал получает дипломы и удостоверения о переподготовке «практически не выходя из дома», пишет спикер Госдумы.
Поэтому предлагается закрепить за Минздравом разработку и утверждение типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования — больше ни у кого таких полномочий не будет. Кроме того, образовательные организации обязаны будут получать заключения Росздравнадзора, чтобы вести обучение медиков. Также Госдума установит запрет на применение исключительно электронного и дистанционного обучения при реализации основных программ среднего медицинского и фармацевтического образования.
Зачем нужен закон
Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев пояснил «Известиям», что сейчас наибольшие опасения относительно качества медицинского образования связаны именно с дополнительными программами обучения.
— Сегодня услуги в этой сфере предлагает около 10 тыс. учреждений. Увы, среди них немало тех, кто действует безответственно, — заявил он. — Поток жалоб в комитет по охране здоровья свидетельствует: примеров того, что врачи получают документы сомнительного происхождения, стало слишком много. Проверки показывают, что их зачастую выдают организации, которые не имеют ни серьезной репутации, ни необходимого материально-технического оснащения, ни опытных педагогов, ни клинических баз для практической подготовки студентов.
По его словам, обучение там сводится к дистанционным курсам, а порой сертификаты «просто продаются на площадках по типу маркетплейсов». Для пациента врач с сертификатом, приобретенным таким образом, может быть просто опасен, замечает Бадма Башанкаев.
— При этом существующая система лицензирования не способна обеспечить контроль качества дополнительного медицинского образования, — уверен он. — Поэтому мы считаем важным передать Минздраву право разрабатывать и утверждать типовые дополнительные профессиональные программы, а также ужесточить требования к образовательным учреждениям в здравоохранении. Процедура лицензирования должна включать обязательное заключение от Росздравнадзора.
Важным Башанкаев называет и запрет на полностью дистанционное обучение в медицинской сфере, потому что врачу нужна «постоянная практика, чтобы стать настоящим профессионалом».
Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников, соглашаясь с предложенными идеями, тем не менее полагает, что, например, по фармацевтическим специальностям можно было бы разрешить дистанционное обучение. В остальных случаях это недопустимо, указывает он, хотя и добавляет, что не встречался с ситуациями, когда медицинский специалист был бы обучен исключительно с помощью дистанционных технологий.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов замечает: всё, что касается врачебной практики, дистанционному образованию не поддается.
— Профильные медицинские учебные заведения не практикуют онлайн-обучение, а вот случаи, когда организации дополнительного образования предлагают доктору повысить квалификацию без личного присутствия, нам известны, — сказал он «Известиям». — Врачам необходимо повышать квалификацию в течение всей жизни, и за этим они должны приходить в место, которое гарантирует качество.
Какова ситуация с качеством обучения медиков
Вопросы у экспертов есть и к качеству профессионального высшего медицинского образования.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в России 127 вузов готовят медиков, из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Министерству науки и высшего образования, три — Минпросвещения, три — органам местного самоуправления, два — правительству РФ и еще 14 — частные. Анатолий Домников отмечает, что подходы к образованию у этих вузов могут различаться довольно серьезно, особенно там, где при университетах открываются медицинские факультеты. Далеко не все могут обеспечить качество обучения, которое традиционно существует в медицинских университетах, говорит председатель профсоюза. По его словам, в этом смысле желание государства привести всё медобразование к общим требованиям закономерно.
— Во многих непрофильных вузах, где есть медицинские факультеты, нет собственной клинической базы, лабораторий, анатомических залов, — говорит, в свою очередь, Ян Власов. — Но всё это крайне важно иметь, чтобы подготовить квалифицированного специалиста, способного взять на себя ответственность за жизнь и здоровье пациента. Негативно сказывается и отмена интернатуры.
Ян Власов добавляет, что и качество подготовки вызывает вопросы, особенно с учетом сокращения числа преподавателей в вузах.
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) в 2021 и 2023 годах проводила исследования, посвященные высшему медицинскому образованию в России. Авторы работы пришли к выводу, что качество подготовки студентов медицинских вузов требует существенного повышения. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты независимого тестирования, которое проводится в Москве: более 20% кандидатов с первого раза не сдают экзамен на право работать врачом в столице.
Более того, по результатам экспертизы качества медицинской помощи, проводимой в системе ОМС, доля серьезных нарушений составляет четверть от всех проверок.
Авторы исследования также указывают, что, несмотря на наличие более 2,6 тыс. статей, опубликованных по этой теме за последние 10 лет, вопрос качества медобразования изучен недостаточно. Так, совсем нет научных публикаций по стратегическому развитию высшего медицинского образования, по прогнозированию потребности в кадрах и достаточности финансирования вузов. Большинство статей не содержат количественного анализа, например какой должна быть оплата труда преподавателя вуза или его максимальная трудовая нагрузка. Тем не менее ряд выводов эти научные публикации делают: например, указывается, что дистанционное обучение оптимально лишь в экстренных условиях, а в обычной ситуации лучше все-таки учить студентов-медиков как минимум в сочетании с очным форматом. Еще один из важных выводов имеющихся исследований — преподаватели вузов в 20% случаев «хотели бы улучшить свое материальное положение».
В исследовании ВШОУЗ также указывается, что средняя оплата труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов сейчас равна оплате труда практикующих врачей и, если сопоставить, в 2,5 раза ниже, чем в советское время, а также в 2,5 раза разнится по регионам.
— Молодежь сейчас не очень охотно идет преподавать, — подчеркнула в беседе с «Известиями» руководитель ВШОУЗ д.м.н. Гузель Улумбекова. — В советское время преподаватель медицинского вуза — это очень престижная профессия, туда шли лучшие кадры. Сегодня, к сожалению, часто идут по остаточному принципу.
В то же время количество студентов растет, увеличивается коммерческий прием и одновременно нагрузка на преподавателей, говорит Гузель Улумбекова. Так, сегодня продолжительность рабочего времени педагогических работников в медвузе значительно выше нормативной, которая должна быть не больше 36 часов. К тому же она на 20% выше, чем в советское время, когда на одного преподавателя приходилось только девять студентов. В дополнительном медицинском образовании ситуация с нагрузкой на преподавателей не лучше, но нынешний законопроект по крайней мере уберет с рынка откровенно мошеннические организации, заметила эксперт.
Есть и другие проблемы. Так, по словам руководителя ВШОУЗ, школьники обеспечены учебниками в 2,5 раза лучше, чем студенты медицинских вузов в расчете на одного потребителя. Кроме того, не во всех вузах есть клинические базы. Об этом же, кстати, говорится и в пояснительной записке к законопроекту: «образовательную деятельность как по основным, так и по дополнительным образовательным программам осуществляют организации, не имеющие необходимой образовательной инфраструктуры, клинической базы для прохождения практической подготовки и квалифицированного кадрового состава».
— При этом у нас в России по сравнению с развитыми странами один из самых коротких сроков высшего профессионального медицинского образования — шесть лет, а у них 7–8 лет, — отметила Гузель Улумбекова. — Более того, нам необходимо установить единые для страны целевые показатели качества медицинского образования, в каждом регионе и вузе это происходит по-своему. А ведь от качества образования, в том числе дополнительного, зависит результат оказания медицинской помощи.
Сергей Гурьянов
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”