Только 53% россиян готовы поддержать возможную антиалкогольную кампанию — таковы данные майского опроса ВЦИОМ. Это минимальный показатель за все время наблюдений. При этом лишь 26% респондентов выразили безусловную поддержку таким мерам, еще 27% — «скорее поддержали бы». Против выступили 43%, 4% затруднились с ответом.
«Политика тотальных запретов вызывает скепсис, особенно у тех, кто уже пережил аналогичный опыт и видел неэффективность и побочные эффекты прошлых запретов. Возможно также, что такие данные говорят не столько об алкоголе (в последние годы ситуация довольно благополучная), сколько об усталости от жестких запретов и запрос на мягкие, добровольные формы профилактики», — отмечают во ВЦИОМе.
Опыт 1980-х: уроки горбачевской кампании
Отношение к антиалкогольной кампании 1980-х разделилось:
-
12% считают ее необходимой и результативной;
-
26% поддерживают идею, но критикуют реализацию;
-
39% называют инициативу изначально ошибочной;
-
14% не смогли определиться.
Что касается текущей ситуации, 39% опрошенных уверены, что россияне пьют меньше, чем в эпоху Горбачева. 13% придерживаются противоположного мнения, а 37% не видят существенных изменений.
Какие меры поддержали бы россияне?
-
60% — пропаганда ЗОЖ;
-
54% — повышение возраста продажи алкоголя до 21 года;
-
45% — полный запрет рекламы спиртного.
Тренд на безалкогольное пиво
Дополнительные данные мартовского исследования ВЦИОМ и НИУ ВШЭ показали, что 44% россиян вообще не пьют пиво — в основном это женщины старше 60 лет с доходами ниже среднего, проживающие в сельской местности.
При этом спрос на безалкогольное пиво растет быстрее:
-
15% потребителей стали пить его чаще за 2024 год (против 7% для алкогольного);
-
5% респондентов выбирают исключительно безалкогольные варианты — чаще женщины 25–44 лет с доходом выше среднего.
Опрос проведен 4 мая 2025 года (телефонный опрос, 1,6 тыс. респондентов 18+).