Почему ЦРУ не читает Достоевского?

Дмитрий Тараторин оспаривает Андрэ Глюксмана. Владимир Прохватилов оценивает ЦРУ не с философских позиций

cruИспанское издание АВС. Es опубликовало в 2002 году интервью с одним из самых известных современных французских философов Андрэ Глюксманом, автором книги «Достоевский на Манхеттене». Глюскман высказывает свое, как всегда оригинальное, мнение по поводу генезиса исламского терроризма. В свете последних событий на Украине и на Ближнем Востоке это интервью довольно актуально. Русский философ и писатель Дмитрий Тараторин оспаривает мнение французского философа.

Андре Глюксман: Если бы в ЦРУ читали Достоевского, 11 сентября можно было бы предотвратить (“ABC.es”, Испания)

– Кто такой на самом деле бен Ладен? Греческий философ, переодевшийся восточным анархистом?

– Я бы порекомендовал ЦРУ читать Достоевского, если бы агенты этого управления прочитали романы русского писателя раньше, их было бы не так-то легко обмануть. ЦРУ недооценило своего противника. Агенты управления решили, что это лишь «сумасшедшие от Аллаха», мистики. Из-за своего невежества они не смогли обнаружить в бен Ладене и его сторонниках культовость, сводившуюся к тому, что эти люди направили всю свою энергию на восстание против Запада, обучившего их.

– Если нигилизм можно определить как отрицание каких бы то ни было высших ценностей, то как же тогда с этим определением идентифицировать доктрину радикального исламизма, проповедующую крайнюю набожность среди своих сторонников?

– О людях надо судить не по тем идеям, которые они проповедуют, а по их поступкам. С моей точки зрения, нападение на Манхеттен было преступлением нигилистов, сопоставимым с созданием концлагерей. Здесь речь идет о полном уничтожении живых душ на заданной площади.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

– Это ненависть ко всему или же она сконцентрирована на так называемых «ценностях Запада», которые исламские радикальные движения определяют как материалистические и безбожные?

– Меня нисколько не волнуют объяснения или прикрытия, которые используют нигилисты. Цивилизацию материалистов можно критиковать и не устраивая кровавого побоища среди ньюйоркцев. Папа Римский критикует материалистическое общество, но он ни разу не пожелал направить самолеты на Башни-Близнецы на Манхеттене. Это преступление бьет по моему сознанию, я хочу объяснить его; мне интересно анализировать способность Человечества оправдывать содеянное. Нельзя забывать, что половина населения нашей планеты с восторгом отнеслась к нападению террористов на Соединенные Штаты.

– Аль-Каида – это единственная или самая главная «вооруженная группировка нигилистов»?

– Нет. Такие группировки есть и в России, и в Германии, и во многих других странах. Эти организации полностью одержимы революционной идеей, они готовы заставить взлететь на воздух всю совокупность составляющих современного общества. Общим пунктом для всех вооруженных нигилистов является аксиома «все дозволено». В литературе XIX столетия, в произведениях Ф. Достоевского подобная реальность четко фиксируется в описании группы одержимых, взбесившихся. Одни герои утверждают, что они верят в Бога, другие, что – нет. Но и те и другие оказываются, тем не менее, способными убивать и других, и себя.

– В таком случае исламских террористов можно сравнить с вооруженными европейскими националистами, такими группировками как ЕТА или корсиканскими организациями?

– Корсиканские организации можно считать достаточно фольклорными, на настоящий момент в этой среде не ощущается тенденции убивать друг друга. Достоевский в своих произведениях очень ясно дает понять, что любое нагруженное насилием движение борцов за независимость можно считать революционным. Проблема заключается в том, что необходимо различать насилие армии, направленное против другой армии – подобное противостояние существовало всегда, и его можно оправдать, если последовательно рассматривать отдельные случаи – и насилие, направленное против мирного населения, целью которого является террор. Для того, чтобы Мандела (Mandela) смог победить в ЮАР ему пришлось отойти от нигилистов, сражавшихся на его стороне, и символом такого отхода стал развод с женой Винни (Winnie), возглавлявшей одну из таких, склонных к насилию группировок. В случае с басками террористические операции против мирного населения, которые регулярно проводит ЕТА, также свидетельствуют об их нигилистических устремлениях.

ЩИТ САДДАМА

– В своей книге Вы говорите о спасении через литературу. Как подобное мнение сопоставить с тем фактом, что исламский радикализм наибольшее распространение приобретает в регионах, где подавляющее число население безграмотно?

– В своей книге я обращаюсь к теме стремления к разрушению, которое характерно для многих людей, как бедных так и богатых. По моему мнению, литература – это единственная наука, которая может помочь справиться со злом. Читая произведения Чехова, Достоевского, Флобера, можно достичь понимания этого внутреннего стремления ко злу, понимания того, что древние греки называли «помешательством насилия». Лишь литература может вам помочь проанализировать это стремление и иссушить его истоки.

Дмитрий Тараторин: Лихой человек в ледяной пустыне не правду ищет, а просто – кого бы зарезать.

Прочел “Достоевский на Манхеттене” Андре Глюксмана, одного из двух признанных лидеров “новых философов”. О влиятельности этой группы говорит хотя бы то, что главным апологетом удара по Ливии был его друг Бернар-Анри Леви. Одна из последних его придумок – пригласить Порошенко в Нормандию. К ним в гости и Ходор приезжал, вскоре после освобождения. То есть, это никак не кабинетные ученые:). Впервые о них прочитал еще на заре туманной юности в замечательной книжке “Метаморфозы нигилизма”. С марксистской критикой оных разумеется. Характерно, что они-то как раз позиционируют себя как борцы с нигилизмом, один из ликов которого – марксизм. В той же книжке было и про новых правых. Характерно, что тогда, “новые философы”, разочарованные бунтари 68-го, мне были ближе, но впоследствии, как теперь уже ясно, именно нигилизм привел к новым правым. Сейчас через преодоление оного Глюксман и Леви вновь становятся очень созвучны. Спираль развития… Но, вот что поражает – интеллектуальное движение, которое играло и играет столь заметную роль в жизни Запада у нас удостоилось лишь двумя переводами – “Достоевский на Манхеттене” и диалоги Леви с Уэльбеком. Лень и нелюбопытство? Нет, скорее тот самый нигилизм, который они исследуют. И русская история раскрывается ими практически тотально как история нигилизма, а русская литература, как главное лекарство от него…

Эпиграф к “Достоевскому…”:

“Позвольте мне определить нигилизм как стремление уничтожить существующий мир и его потенциал, стремление, которое не сопровождается никакой ясной концепцией того, что хотят установить взамен”. Лео Штраус.

Глюксман считает, что первые нигилисты в русской литературе вовсе не Базаров и герои Достоевского. С нигилистов русская литература собственно и начинается: Онегин, Германн, Дон Гуан…

И ведь Пугачев (о котором он кстати, забывает) абсолютный нигилист в описании Пушкина. Русский нигилизм можно пытаться трактовать как реакцию на отсутствие Правды. Но требование Правды с большой буквы, любой ценой в мире сем, и есть на самом деле сущностно нигилистической требование (настало время переосмыслить Пересветова). Впрочем, и оно часто не более, чем маскировка. Зло можно понимать как отсутствие добра, как неведение о нем и слепоту, но можно и как прямой вызов тьмы, вызов бездны, которая знает о свете, но выбирает иное, сознательно выбирает.

Нигилист на самом деле не ищет Правды, а только “упоения в бою и бездны мрачной на краю…”, и ничего кроме.

Лихой человек в ледяной пустыне не правду ищет, а просто – кого бы зарезать. В этом страшная правда.

Рабство, и оппозицией – нигилизм, как национальная форма свободы? Инь и янь спирали саморазрушения…

Владимир Прохватилов: Достоевский работал на ЦРУ…

Если бы Достоевский реально приехал в Америку, то его бы приняли как дорогого гостя в Лэнгли, штаб-квартире ЦРУ. Потому что, не в обиду будь сказано французскому философу, Достоевского читали и читают и в ЦРУ, и в МИ-6, а сотрудники Моссада, по данным наших источников, сочинения Федора Михайловича вообще конспектируют и учат наизусть.

В знаменитом триллере «Три дня Кондора» главный герой, в роли которого великий Роберт Редфорд, работает в подразделении ЦРУ, где читают книги, вылавливают в них интересные идеи и аллюзии и отсылают в Лэнгли. Так вот совсем недавно, в ЦРУ было реально создано такое подразделение. И там теперь читают и Достоевского, и Глюксмана, и, возможно, даже российских философов и писателей. Спецслужбы всех времен и народов делают ставку на изучение больной психики пассионарных неудачников, ищут к ним подходы и «работают», предлагая возможности самореализации в обмен на определенные услуги. На сегодняшний день в комплекс таких услуг входит разрушение собственного государства. Зато самореализации – хоть бэксайдом кушай.

Спецслужбы не ищут не только Правды, но даже и Кривды. Это понимают все, в том числе и большинство философов. Что ищут философы, трудно сказать. Российские-то точно до боли в мозгах ищут Правду. А вот с французскими посложней дело обстоит. Вспомним, что знаменитый кровавый диктатор Пол Пот принадлежал к числу преданных учеников знаменитого Жана-Поля Сартра, матерого экзистенциалиста, извините уж за выражение.

И создается впечатление, что западные спецслужбы работают не только с «лихими людьми», но и с такими суперинтеллектуалами вроде Глюксмана. Во всяком случае один из самых выдающихся французских разведчиков граф Александр де Маранш, ярый антикоммунист и основатель международного антикоммунистического «Клуба Сафари», тесно сотрудничавший с ЦРУ, наверняка курировал контакты Сартра, а может быть и поболее того. Во всяком случае, нагнетание кризисных тенденции Юго-Восточной Азии, откуда с позором ушли французы и неудачно пришли американцы, а также компрометация коммунистических идей, с чем успешно справился Пол Пот, входила в задачу и французской и американской разведок.

Теперь об 11 сентября. В экспертном сообществе существует устойчивое мнение, что этот теракт был организован командой Джорджа Буша-старшего, бывшего президента США и бывшего директора ЦРУ. Это классическая операция под фальшивым флагом. Такая же, как катастрофа малайзийского «Боинга», как обстрел колонны беженцев в Донбассе. А исламисты, участвовавшие в подготовке и исполнении авианалета 11 сентября, использовались отчасти втемную, отчасти на базе технологий форматирования сознания, почерпнутых в том числе и из произведений ФМД. Как правило во главе сетевых террористических структур стоят высокообразованные интеллектуалы, обаятельные как Санта Клаус, способные непринужденно беседовать на философские темы, как например, организатор предстоящей стотысячной манифестации(исламского майдана) в Москве Каромат Шарипов. Такие люди всегда контролируются теми или иными спецслужбами, а перед рядовыми членами своих сетевых организаций они предстают борцами за свободу, за чистоту религии, за всемирный халифат и прочие светлые (для угнетенных масс) идеалы.

Так что, возможно, лично Джордж Буш-старший и не читал Достоевского, но это ему не помешало сделать то, что он считал благом для своего государства. Так действуют и так считают многие его коллеги во всем мире. И если учесть, что миром правит семья спецслужб, хочется обратиться к нашим сегодняшним достоевским: Товарищи писатели и примкнувшие к ним философы! Думайте, что пишете! Вас читают не только в миролюбивой и лучезарной, как улыбка Чебурашки, России, но и в зарубежных империях зла. Ваша писательская изощренность может быть использована в дурных целях!

Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук

Фото: ufoleaks.su

Ранее

Военные заявили о японской подводной лодке у границ России

Далее

Из-за селя перекрыта Военно-Грузинская дорога

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru