Как похищали башкирский ТЭК

Почему только сейчас начали расследовать самое крупное хищение ХХI века в России

btekВ этом году исполнилось ровно 10 лет, как Счетная палата официально констатировала, что Башкирский топливно-энергетический комплекс – самый крупный нефтеперерабатывающий кластер на территории нашей страны, включающий себя мощные нефтедобывающие предприятия (НГДУ), три крупнейших нефтеперерабатывающих (НПЗ) завода, нефтехимические предприятия – был фактически уведен из собственности государства. Аудитор счетной палаты Игнатьев, возглавлявший в начале 2000-х общественную организацию Национальный антикоррупционный комитет, назвал эту операцию «хищением века». Исчезнувшие предприятия обнаружились в собственности семьи действующего губернатора Башкирии Муртазы Рахимова. Вернее, его единственного сына Урала. И в дальнейшем перепроданы.

Сегодня, в преддверии региональных выборов, в Башкортостане вновь активно обсуждают эту тему. Сначала Следственным комитетом России было заведено уголовное дело на сына первого президента республики Урала Рахимова. Его обвиняют в хищении акций предприятий ТЭК республики и их последующей легализации. А совсем недавно появилось уголовное дело, фигурантом которого стал владелец компании АФК «Система» Евгений Евтушенков, получивший несколько лет назад контроль над предприятиями Башкирского ТЭК. И вновь это связывают с проведением выборов главы региона: московский олигарх якобы планировал финансово поддержать оппонента Рустэма Хамитова – Раиля Сарбаева. На него , с подачи республиканских органов власти, кстати, тоже заводилось уголовное дело: за превышение полномочий в бытность премьер-министром Башкортостана. Кировский районный суд Уфы 27 июля 2012 года оправдал Р.Сарбаева за отсутствием в его деяниях состава преступления, однако 13 ноября 2012 года кассационная коллегия Верховного суда республики отменила приговор и направила уголовное дело на новое рассмотрение в тот же суд в новом составе судей. После повторного рассмотрения дела суд вновь вынес оправдательный приговор, который в сентябре Верховный суд Башкирии оставил в силе.

Не секрет, что Муртаза Рахимов, отодвинутый сегодня от власти, готовил своего рода блицкриг, сделав ставку на бывшего премьера. Причем, судя по всему, начиная борьбу с Евтушенковым, федеральный центр и республиканские власти,что называется, пошли,в ва-банк, предпринимая экстраординарное давление на основной бизнес АФК «Система». Скорее всего, дело в том, что Башкирия оказалась наиболее пострадавшей стороной, потерявшей в результате всех махинаций с активами ТЭК РБ несколько миллиардов долларов ежегодных поступлений в виде дивидендов и прибыли заводов, идущих на модернизацию производств и другие нужды региона. Мало того, что ТЭК республики оказался под полным контролем АФК «Система», так еще эта компания начала вести активную экспансию, захватывая новые предприятия в различных отраслях экономики. Речь идет прежде всего о сбытовых структурах. Причем, непосредственно руководил этой экспансией Раиль Сарбаев в качестве вице-президента дочерней фирмы АФК «Система» в Башкирии. И безусловно, когда топ-менеджер «Системы» при поддержке клана Рахимов вдруг заявляет о своем желании бороться за пост главы республики, стало понятно, что в союзе с М.Рахимовым они могут создать серьезные проблемы для поддерживаемого Кремлем действующего Президента Республики. Если даже не выиграть, то превратить Башкирию в кипящий котел межнациональных распрей. Поэтому, видимо, власть, и пошла на такой серьезный шаг, как инициирование расследования по хищению предприятий Башкирского ТЭК. И, судя по всему, в этом плане Кремль оказывает поддержку Р.Хамитову, так как на Старой площади тоже отлично видят сложившийся баланс сил, который может сложиться не в пользу прокремлевского главы республики. И, судя по всему, Владимиру Евтушенкову и решили напомнить о том, что в нашей стране олигархам рекомендуется быть на некотором удалении от политики.

Однако помимо чисто регионального значения, борьба за башкирский ТЭК имеет и федеральное звучание, так как вопрос с «хищением века» по-прежнему остается открытым. И что бы там ни говорили о новом переделе на нефтяном рынке, Москва и Башкирия затеяли действительно важное дело: необходимо наконец-то расставить точки над I в истории приватизации Башкирского ТЭКа.

Особенностью топливно-энергетического монстра республики является то, что все нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия были расположены компактно. Кроме того, Башкирия занимает стратегическое положение в центре России, через нее шли все основные стратегические трубопроводные системы СССР, обеспечивая предприятия нефтехимии необходимым сырьем. Поэтому ценность этого кластера для экономики России трудно переоценить. Почему же даже спустя десять лет государство не может вернуть себе уникальный нефтехимический комплекс? Об этом в расследовании журналиста Марата ХАЙРУЛЛИНА.

 Башкирское ханство

Несколько недель назад я получил длинное письмо, насколько понял, от бывших сотрудников некоторых башкирских НПЗ, которые просили меня вновь вернуться к моему начатому ранее расследованию по теме хищений Башкирского ТЭКа, в результате чего эти люди потеряли свои акции. Но не только это заставило меня взяться за эту тему. Дело в том, что я лицо здесь прямо заинтересованное, поскольку в начале 90-х работал в Башкирии. И сегодня, как участник этих событий я убежден, что история хищений Башкирского ТЭКа, это, прежде всего, горький урок того, как из-за, прошу прощения, чисто шкурных интересов конкретной семьи чуть не была разрушена великая страна. Да, именно так, поскольку, сегодня совершенно очевидно, что вся эта история под названием «башкирский суверенитет» была затеяна только ради того, чтобы бывший местный глава получил два с половиной миллиарда долларов в свое распоряжение за акции башкирской нефтянки.

Причем, мы все хорошо знаем историю чеченской войны, но мало кому известно, что генералу Дудаеву даже не снилось то, что себе спокойно позволял Муртаза Рахимов вплоть до начала 2000-х, номинально находясь в составе России. На мой взгляд до 2003 года включительно в составе нашей страны действовало совершенно автономное полуфеодальное образование под названием Башкортостан, со своими законами, языком и даже полулегальной армией!
И я еще раз подчеркну здесь – это именно урок того, как необузданные амбиции и жадность регионального руководителя чуть не привела к развалу России. Но чтобы читатель понял это, необходимо начать с самого начала. А именно с 90-х.

На рубеже 1993-94 годов я, молодой репортер, ездил в пуле башкирского президента Муртазы Рахимова по республике и писал, как тогда еще говорили по советской привычке, о собраниях здешнего «партхозактива». Фактически Рахимов правил одним из самых богатых регионов уже три года, сначала в качестве Председателя Верховного совета республики. С момента развала Союза, в 1991 году, он умудрился как-то отодвинуть в сторону партийные органы и напрямую подписать с Кремлем приложение к Федеративному Договору о суверенитете. Помните знаменитое Ельцинское: «Берите суверенитета, сколько хотите».

В 1993 году Рахимов заключает с Москвой договор о разграничении полномочий, как-то плавно становится президентом и начинает, как мы тогда писали, «наводить порядок». Заключалось это, прежде всего, в том, что как-то в одночасье все СМИ в республике стали государственными (башкирскими), были ликвидированы выборы всех уровней – теперь всех районных и городских руководителей назначал лично президент. При этом, поскольку теперь Башкирия получила суверенитет, то был взят курс на усиленную «башкиризацию» всей повседневной жизни, появилась новая титульная нация со всеми вытекающими последствиями. Причем в этом контексте всех как-то мало интересовал вопрос, что собственно сами башкиры, как этнос, за исключением немногочисленной чиновничьей элиты, как были, так и остались самой бедной национальной группой Башкирии.

То есть одним махом были ликвидированы все завоевания демократии – вместо диктатуры компартии появилось что-то очень похожее на личную диктатуру крайне националистически настроенного лидера. А главной задачей нас, местных журналистов, являлось объяснения народу, что такая диктатура -это благо для Башкирии. Поскольку это порядок – мол, везде воруют (имелась в виду приватизация), а у нас все хорошо, не воруют. Но как впоследствии выяснилось, именно под прикрытием этой цензуры и происходили небывалые в масштабах страны хищения.

При этом в 1994 г. в одной из богатейших российских провинций уже года три как люди не видели зарплат. Особенно в сельском хозяйстве. Собственно, поэтому новоявленный президент Муртаза и ездил по районам, чтобы лично объяснять председателям колхозов как им смотреть в глаза своим крестьянам. Нужно сказать, что тогда Рахимов был представительным мужчиной мощного телосложения – под метр девяносто ростом. Единственно, у новоявленного руководителя подкачал голос – он у него тонкий, да еще со специфичным пришепетывающим акцентом – его еще называют татарским. Вот этим тонким, почти шепелявым голосом, Рахимов говорил председателям колхозов:

– Вы объясните людям – зачем им вообще деньги? У них же есть там – курочка, яичко, мясо. Вот пусть и живут себе…

Я это подробно описываю, чтобы читателем понимал, что это был за человек. И чтобы было понятно, что, например, сегодня испытываю я, когда читаю отчеты Счетной палаты, где черным по белому описывается, как именно в эти годы, прикрываясь республиканским суверенитетом, члены руководства республики азартно растаскивали собственность российского государства!

Шкурный суверенитет

Примерно за год-полтора до описываемых событий, в 1992 году, президент России Борис Ельцин издает два указа о порядке приватизации в стране (№721 и №1403), суть которых заключается в том, что около 40 процентов плюс «золотая акция» предприятий, предназначенных к приватизации, закрепляются в Федеральной собственности. В частности, в Приложении 1 к этим Указам перечисляется 28 предприятий республики, 13 из которых относятся к топливно-энергетическому комплексу.

Контрольные пакеты этих акций в обязательном порядке власти республики обязаны были передать в собственность РФ. Часть из них непосредственно «Роснефти» и «Газпрому». Но вместо этого Рахимов издает два собственных Постановления Верховного совета республики, где, внимание, полностью отменяет действие данных Указов президента России на территории Башкирии! Это мало того, что было открытым демаршем против федеральных властей, так еще и в принципе выглядело как нарушение Конституции страны, поскольку основанием для подобного решения Рахимова был… суверенитет Башкирии!

Ничего подобного власти соседей Башкирии и близко себе не позволяли! Но самое интересное случилось потом. С 1993 по 2002 год власти республики сформировали два мощных нефтяных холдинга. Один из них, АНК «Башнефть», где были сконцентрированы нефтедобывающие активы области, а это примерно 15 миллионов тонн сырой нефти в год! И АО «Башнефтехим», где сконцентрированы нефтеперерабатывающие предприятия. Это, прежде всего, три нефтеперабатывающих завода суммарной мощностью переработки около 50 миллионов тонн нефти в год. Это вообще-то треть всей нефтепереработки страны на тот период. А также ряд предприятий нефтехимии, в частности флагман полимерной химии, «Уфаоргсинтез», выпускающий более 40 процентов российского фенола и почти треть полиэтилена и полипропилена!

Как только формирование обоих холдингов в середине 90-х было завершено, их возглавил сын Муртазы Рахимов – Урал. В разные годы он занимал либо посты председателя совета директоров холдингов и предприятий, либо даже являлся генеральным директором. То есть папа, президент, открыто, под предлогом суверенитета, забрал эти предприятия в федеральную собственность и поставил руководить сынишку! То есть уже тогда понятно было, что в Башкирии, на глазах всей страны, открыто формируется настоящая восточная, если не деспотия, то уж семейная автократия точно! По типу, например, как в Туркмении.

С 1994 года по 2000-й было проведено четыре непрозрачных аукциона по акциям БашТЭКа, в результате которых государство, по оценкам Счетной палаты, потеряло более 40 миллиардов рублей. Сумма для тех лет – просто чудовищная! Более того, в отчете Счетной палаты специально подчеркивалось, что никакой рыночной оценки по этим сделкам не проводилось. Поэтому, по мнению аудиторов, сумма этих сделок была, как минимум, в несколько раз занижена. Но и это лишь часть потерь, учитывая, что 40 процентов акций принадлежали государству, все эти годы оба холдинга подконтрольные Уралу Рахимову, обязаны были платить дивиденды – а это тоже очень существенные суммы!

Причем, мало того, что госпакеты акций были проданы частным компаниям без согласования с Москвой и по заниженной цене, так и затем эти частные компании учредили фонд «Башкирский капитал», председателем совета директоров которого стал тот же Урал Рахимов! Иными словами, это были полностью закольцованные сделки, (то есть фактически предприятия продавались самим себе)!

Не потратив ни копейки денег, так как все они были возвращены в эти самые предприятия! В реальности, с моей точки зрения, и по мнению многих экспертов, это и было первым этапом, подчеркну, прямого хищения целого нефтехимического комплекса!

Причем тогда на редкие намеки, что Муртаза Рахимов передал эти акции своему сынишке, руководство республики немедленно направляло обидчику иск в суд. И к слову сказать, ответчика исключительно притягивали в суверенный суд Башкирии, потому как за пределами республики президент Рахимов судиться не любил. Однако и этого суверенным владельцам Башкирского ТЭК было мало.

Ходорковский отдыхает!

В 2004 году, опять же проверкой Счетной палаты было установлено, что компания «Башнефть» в 2002-2003 годах открыто манипулировала с нефтью, что не могло не сказаться и на налогах. Причем именно в этот период компанией руководил в качестве генерального директора сын президента республики Урал Рахимов. Эти данные настолько любопытные, что я процитирую часть выводов аудиторов полностью:

«…Как показала проверка, в 2002 году Компания реализовала более 50 % добытой нефти предприятиям, (имеются в виду фирмы-посредники -здесь и далее прим.авт.) которые, в свою очередь, перерабатывали нефть на нефтеперерабатывающих заводах Республики Башкортостан, в том числе и на ОАО «Уфанефтехим» (предприятие, входящее в холдинг Башнефтехим, которым руководил председатель совета директоров Урал Рахимов). Компанией реализовано нефти по цене ниже себестоимости в объеме 2186,5 тыс. тонн. Учитывая, что в 2002 году средняя цена 1 т нефти Компании составила 2100 рублей, только от реализации углеводородного сырья ниже себестоимости недопоступило в бюджет налогов в размере 156,0 млн. рублей (расчетно).

Компания в результате отказа от переработки собственной нефти увеличила себестоимость получаемых нефтепродуктов почти в два раза, занизив при этом налогооблагаемую базу. В результате поступления в бюджет от Компании снизились на 80,0 млн. рублей (расчетно).

6. Потери нефти, указанные в договорах на переработку давальческого сырья, являются коммерческими. Предприятия-давальцы относят указанные потери на себестоимость, занижая тем самым налогооблагаемую базу. В результате только от предприятий

приобретающих нефть у Компании и перерабатывающих ее на ОАО “Уфанефтехим” бюджет в 2002 году недополучил налоговых платежей на сумму порядка 1,5 млрд. рублей (расчетно).

7. Проверкой соблюдения установленного порядка возмещения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт за 2002 год установлен ряд нарушений существующего законодательства. В этой связи налоговым органам рекомендуется провести дополнительные проверки обоснованности возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 286,0 млн. рублей.

Так как Компания в 2000-2002 годах экспортировала товарно-материальные ценности, не относящиеся к углеводородному сырью, при этом возмещение налога на добавленную стоимость при производстве экспорта товарно-материальных ценностей превысило в процентном соотношении размер возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте углеводородов, необходимо рассмотреть вопрос о признании Компании традиционной организацией-экспортером.

8. При проверке обоснованности предоставления права на реструктуризацию нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим предприятиям Республики Башкортостан задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации установлено, что налоговыми органами предоставлено право на реструктуризацию задолженности не в соответствии с существующими постановлениями Правительства Российской Федерации, а на основании письма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, направленного с превышением полномочий в адрес территориальных налоговых органов.

9. При погашении недоимки ОАО «Уфанефтехим» по налоговым платежам за 1997 год перед бюджетами разных уровней путем дополнительной эмиссии акций Обществом ущемлены интересы федерального бюджета, в результате чего федеральный” бюджет недополучил акций нефтеперерабатывающего предприятия на сумму 54,7 млн. рублей, что на текущий момент составляет 16 процентов уставного капитала Общества…»

Иными словами, в «Башнефти» не только воровали налоги из бюджета, так еще и украли 16 процентов акций предприятия! По самым скромным подсчетам, даже учитывая радикальное падение добычи, получается, что башкирская нефтянка за годы рахимовского суверенитета не доплатила в бюджет 15-20 миллиардов рублей! То есть Ходорковский отдыхает! Более того, в том же докладе «счетка» особо подчеркивает, что за годы, когда компанию контролировала семья Рахимовых, «Башнефть» более 60 процентов скважин оказалось заглушёнными и ожидали очереди на консервацию. Дебет действующих скважин упал до исторического минимума, при этом руководство компании вообще не вкладывалось ни в новые месторождения, ни в модернизацию производства. Объемы добычи с 15-20 миллионов тонн в год упали до 10 с небольшим. Из нефтянки, страхуясь от неожиданных поворотов судьбы, рахимовцы предусмотрительно просто выкачивали деньги.

Также в этом докладе Счетной палаты особо констатируется, что при проверке Министерства имущества РБ в собственности республики осталось всего 1,3 процента акций АНК «Башнефти». Все остальное исчезло! Причем не без следа. Внимание, все акции Башкирского ТЭК – «Башнефти» и «Башнефтехима» – обнаружились в новом холдинге, который был сформирован в Башкирии в начале 2000-х: «Башкирская топливная компания»! И только не падайте, ее единственным руководителем оказался опять же сын Президента Рахимова Урал!

Но это уже новая глава настоящего преступления века, о котором речь пойдет в следующих публикациях! Причем начиная с этого момента начались, что называется серьезные игры – с трупами и терроризмом!

Марат ХАЙРУЛЛИН
Автор – лауреат премии имени Артема Боровика в области журналистских расследований,
премии имени Дмитрия Холодова,
Андрея Сахарова и других.

Фото: bashinform.ru

Ранее

В Великобританию доставлен первый заразившийся Эболой гражданин

Далее

Путин, Порошенко и «ХПП»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru