Экс-глава ЮКОСа не исключает своего прихода в большую политику страны.
Михаил Ходорковский готов заняться российской политикой и даже стать президентом. Об этом бывший совладелец нефтяной компании ЮКОС заявил в интервью французской газете Le Monde. Он подчеркнул, что готов стать президентом, если это будет необходимо для преодоления кризиса в стране и передачи части президентских полномочий в пользу судебной и законодательной ветвей власти и гражданского общества.
Однако Ходорковский уточнил, что его президентские амбиции пока не подкреплены конкретными планами избираться: «Я не был бы заинтересован в идее стать президентом России в то время, когда страна будет развиваться нормально», приводит цитату из интервью РБК.
Издание отмечает, что согласно закону об основных гарантиях избирательных прав, в который были внесены правки в феврале этого года, избираться осужденным по тяжким статьям только через десять лет после погашения судимости. Ходорковский провел десять лет в тюрьме по делу ЮКОСа, в декабре прошлого года был помилован президентом и вышел на свободу. В его случае судимость не считается погашенной, это произойдет автоматически через восемь лет после освобождения (ст. 86 УПК России) или раньше, если суд примет соответствующее решение. Без решения суда Ходорковский получит право претендовать на выборные должности в России только через 18 лет, подсчитало издание РБК.
Политолог Григорий Голосов, в свою очередь, интерпретирует заявление Ходорковского как готовность возглавить страну в переходный период, в случае если масштабный кризис приведет к смене власти.
Кроме того, Ходорковский, который проживает теперь в Швейцарии, поделился с журналистами изданиями своими планами на ближайшее будущее. Он заявил, что намерен участвовать в общественной и политической жизни и через возрожденный им проект «Открытая Россия».
В минувшую субботу Ходорковский принял участие в интернет-форуме по перезапуску «Открытой России», которая была учреждена им еще в 2001 году. Проект будет существовать в виде общественной инициативы, а не фонда, как прежде. С организационной точки зрения новая «Открытая Россия» будет напоминать Комитет гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина. Это означает, что организация не будет получать финансирование и регистрироваться в Минюсте. Непосредственно руководить «Открытой Россией» Ходорковский не будет. Это движение соберет вокруг себя экспертное сообщество для реализации образовательных и просветительских проектов в Москве и регионах, говорит собеседник. Специалисты будут проводить семинары, лекции и дискуссии на общественно значимые темы.
Участвовать в выборах как самостоятельная политическая сила «Открытая Россия» не будет, но вполне может оказывать поддержку кандидатам. По словам Ходорковского, «для эффективного сопротивления нужна не заточенная на борьбу за власть партия с еще одной «вертикалью», а горизонтальный альянс многочисленных малых общественных групп», которые смогут объединиться для совместных действий.
Руководитель аналитического департамента Центра политтехнологий Татьяна Становая напоминает, что Ходорковский после освобождения неоднократно заявлял, что не намерен лично участвовать в политической деятельности. Его отказ от политических амбиций, вероятно, был частью соглашения между Ходорковским и президентом России Владимиром Путиным, в результате которого он был помилован. Именно этим она объясняет его опосредованное и постепенное возвращение в политику.
Становая уверена, что «Открытая Россия» столкнется с мощным административным и информационным сопротивлением. В том, что проект Ходорковского не будет востребован гражданским обществом в России, уверен депутат-единоросс, один из авторов закона о некоммерческих организациях – иностранных агентах Александр Сидякин. «С тех пор как Ходорковский сел в тюрьму, произошла перестройка гражданского общества. Появилась Общественная палата, государство многократно увеличило гранты для НКО. Поэтому уровень поддержки его идей в обществе будет крайне низок», – считает Сидякин.
Арсений СПИРИДОНОВ