Автомобильный рынок России объят кризисом. Падение продаж по сравнению с результатами аналогичных периодов прошлого года измеряется в десятках процентов. Свидетельством глубины кризиса стала остановка производства в Тольятти – обычно «Лады» продавались в «любую погоду», а перемены на рынке били лишь по иномаркам. Сегодня, до конца сентября, приостановлен выпуск таких моделей, как LADA Priora, LADA Kalina и LADA 4×4.
Но кризис, как считают эксперты, давал о себе знать и в прошлом году. Из-за падения авторынка от дилерства отказались или были лишены франшиз 502 компании. Но самым громким проявлением кризиса стало банкротство одного из крупнейших дилеров – компании «РРТ-Моторс».
Обыски
Последние несколько лет вся сеть была наполнена жалобами потенциальных автовладельцев. Люди, собираясь купить автомобиль, относили деньги в компанию «РРТ-Моторс», а затем с изумлением обнаружили, что менеджеры занимаются не обычной торговлей, а строят что-то вроде финансовой пирамиды. Деньги, полученные от клиентов, шли на погашение долгов перед банками, а автомобили для тех, кто «стал в очередь первым» покупались на средства, внесенные более поздними клиентами. Впрочем, все это только догадки – финансовой кухни компании РРТ не знал никто, кроме ее топ-менеджеров. А версия о пирамиде – исходит от пострадавших. На сегодняшний день к компании РРТ подано более тысячи исков, но, скорее всего, большинству пострадавших придется пользоваться лишь маршрутными такси. Как выясняется, деньги проводились через десятки ООО, лишь содержащие в своем названии три заветные буквы, а юридически не имеющие к известной фирме никакого отношения.
Глава обанкротившегося РРТ Олег Барабанов перевел все активы в ООО «Диалог», и заявляет, что сегодня активов у него больше, чем долгов. Но не все так просто. В августе ГСУ СКР провело обыски в квартирах двух бывших генеральных директоров предприятия — Станислава Кутузова и Олега Барабанова, а также главного бухгалтера Ольги Куваевой. Так же обыски прошли по юридическому адресу автохолдинга на улице Маршала Захарова и в его дилерском центре на Пулковском шоссе Санкт-Петербурга. Пока вышеперечисленные граждане проходят по делу как свидетели.
Дело против холдинга возбуждено по ст. 199.2 УК (сокрытие денежных средств организации, за счет которых должно проводиться взыскание налогов). На первое июня 2013 года компания недоплатила почти 4,6 млн руб. налога на добавленную стоимость. А к сентябрю, вместе со штрафами и пени, эта сумма увеличилась до 7 млн руб. После этого, как считает следствие, следствие, компания открыла новый расчетный счет в Росевробанке, через который прошло более 2 млн руб. Сегодня эксперты предрекают открытие и новых уголовных дел, уже по более жестким статьям.
Развитие погубило бизнес
По состоянию на 2013 год в холдинг РРТ входило семь компаний, которые были официальными дилерами Subaru, Nissan, Opel, Chevrolet, Cadillac, Hyundai, Skoda, Honda, GM-Avtovaz, MAN. Холдинг РРТ владел 27 салонами в 12 городах России. По оценке консалтинговых компаний бизнес РРТ стоил около 13-15 млрд руб.
Но инвестиции в 1 млрд рублей для постройки автосалонов в Казани и Вологде подкосили компанию. Свидетельство о собственности на объекты холдинг получил только в 2013 году, а до этого банки не могли рефинансировать компанию, а производители — отгружать автомобили. В 2013 года продажи в автохолдинге РРТ упали на 59%.
«Все очень просто, – считает аналитик фонда «Финанс» Андрей Юров, – Компания начала строить большое количество автоцентров, не только в Петербурге, но и по всей стране. Но, в тоже время, не могла получить долгосрочные кредиты. Предполагая продолжение роста рынка руководство решило рискнуть, но рынок внезапно остановился, а потом рост и вовсе пошел вспять».
«На определенном периоде необходимо было притормозить продажи, изменить стратегию, – считает аналитик авторынка Сергей Николаев, – Но этого сделано не было. И таким образом неоправданный риск теперь уже почти получил уголовное определение «мошенничество».
Мрачные прогнозы
Впрочем, некоторым удалось соскочить со стремительно летящего к обрыву поезда. Лучший пример – бывший партнер Олега Барабанова по автохолдингу РРТ Андрей Ивойлов. Несколько месяцев назад он начал собственный бизнес по продаже автомобилей марки GM. Что интересно – в тех же помещениях, которые ранее принадлежали «РРТ», но были проданы для погашения долгов банку «Санкт–Петербург».
Можно ли во время кризиса рынка и падения продаж запустить новую дилерскую сеть, будучи, к тому же, отягощенным нелегким багажом недоверия клиентов – время покажет.
Впрочем, не все на рынке оценивают компанию «Р-Моторс» как новичка. Управляющий партнер «Университета продаж» Виталий Новиков в интервью ДП заявил, что «автохолдинг «РРТ» решил оставить себе самые прибыльные бренды, а остальные продать. Это изящный выход из ситуации, в которой находится холдинг».
Сегодня аналитики предрекают российскому авторынку еще два года спада. «Учитывая санкции, это даже оптимистичный прогноз, – говорит Андрей Юров. – Пока мы ожидаем только новых банкротств и новых обманутых клиентов».
Правительство сегодня готово принять запрет на ввоз подержанных иномарок, но по мнению Сергея Николаева вряд ли это решение сумеет дать рынку спокойствие. Скорее – наоборот: «Человек, покупающий машину дороже, чем может себе позволить, становится более подозрительным, экономит на всем. И салоны будут вынуждены идти на максимальные уступки. И слабые дилеры, те, кто не успел накопить до кризиса «жирка» или недавно пришел на рынок – будут разоряться».