Минэкономики представило свой вариант развития российской экономики на ближайшие годы.
Минэкономики обнародовало умеренно-оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития к бюджету на 2015-2017 годы. Он содержит вариант ответа на вопрос: что будет, если потратить Фонд национального благосостояния (ФНБ) и отказаться от ограничений “бюджетного правила”? В Минэкономики констатируют: будет в лучшем случае рост 4,3% ВВП через три года, пишет «Коммерсантъ».
“Умеренно-оптимистичный” вариант команды Алексея Улюкаева повторяет “форсированные” варианты прогнозов социально-экономического развития РФ в 2007-2011 годах, отмечает издание. Базовый вариант принят за основу в бюджете, альтернативный вариант — это расчеты министерства о том, чего в ближайшие три года можно добиться, если сократить нормативную величину Резервного фонда с 7% до 5%, подняв заимствованиями планку госдолга до 16% ВВП, передав 100% ФНБ на поддержку докапитализации банков и инфраструктурные проекты, проинвестировав через федеральный бюджет все доходы от управления суверенными фондами.
«Активная госполитика» стимулирования роста, продолжает «Коммерсантъ», предполагает временный отказ от бюджетного правила без крупных проинфляционных мероприятий. Оба варианта (в отличие от “кризисного” варианта А, являющегося стресс-тестом на снижение цен на нефть до устойчивых $100 за баррель, в основных вариантах среднегодовая цена барреля сохраняется на уровне $100) предполагают одинаковую траекторию инфляции, вариант 2 предполагает даже менее интенсивное ослабление рубля (до 36,9-37,9 руб. за $1 в 2015 году), основные сценарные условия и параметры схожи.
Во многом вариант 2 (это в прогнозе специально не обсуждается) предполагает рост инвестирования за счет меньшего, чем в базовом варианте, снижения нормы сбережений, более быстрого роста зарплат в госсекторе и искусственного стимулирования кредитования (в том числе потребительского). Словом, альтернатива, предлагаемая командой Минэкономики,— вместо неизбежного восстановления инвестирования в 2015 году за счет населения взрывной рост инвестирования в 7,2% годовых в 2015 году (после обвала в 2,4% в 2014 году) предлагается обеспечить займами на рынке в 1,5% ВВП и средствами суверенных фондов, пишет издание.
Вариант 2 де-факто является рекламой предлагаемой смены курса Белого дома, и принципиальных изменений ситуации по итогам “большого скачка” он почти не содержит. Гипотеза Минэкономики заключается в том, что до половины факторов, обеспечивших снижение темпов роста 2014 году, являются все-таки циклическими, а не структурными. Поэтому трата ФНБ с отменой “бюджетного правила” через три года уже приведет к увеличению разрыва между потенциальным и фактическим ВВП (с умеренным ростом потенциала) до 0,1% с динамикой ВВП в 2017 году в 4,3%.
Ожидаемый промышленный рост в такой стратегии составляет около 10% к уровням 2014 года, на 30% выше базового прогноза. Стратегия позволяет, по расчетам Минэкономики, стабилизировать безработицу вместо ее небольшого роста (до 6% в 2017 году) в базовом прогнозе, обнулить счет текущих операций в 2016 году, избежать остановки роста розницы в 2015 году и поддержать рост кредитования на уровне 15-17% в год вместо базовых 12-13%. Как отмечает издание, вероятно, поэтому Белый дом сделал свой выбор в пользу базового варианта, а не умеренно-оптимистического, поскольку, по мнению чиновников, расходовать почти все резервы ради неамбициозных целей и не увлекательно, и слишком рискованно
Андрей АРТЕМЬЕВ