Цены на нефть: удар ниже пояса

Нефтегосударства могут уже в ближайшее время встать перед болезненным выбором.

67

Нефтяные цены, которые в последние недели достигают минимальных значений, наносят России серьезный удар. И прогноз относительно будущего нефтяных индикаторов не самый радужный для российской экономики. Усугубляют ситуацию санкции и то, что ЕС решило учредить новый пост вице-президента Еврокомиссии с задачей “сместить Россию с позиции главного газового поставщика Европы”. Как пишут западные СМИ, для США все это – хорошие новости.

Саудовская Аравия снизила цену на свою марку нефти Arab Light до минимальной с декабря 2008 года. “Цены на сырую нефть падают, достигнув минимального уровня за 17 месяцев в США”, – пишет Стивен Мафсон в блоге The Washington Post. Падение цен обеспечивает рост американской экономики, но оно может существенно снизить доходы в таких странах, как Россия, Иран и Ирак, где экспорт нефти играет чрезвычайно важную роль в поддержке экономического роста и государственного бюджета, приводит слова автора Inopressa.

Мафсон полагает, что в падении цен на нефть в это время года (между летним сезоном активного передвижения и зимним отопительным сезоном) нет ничего необычного. Однако, подчеркивает он, в этом году свою роль сыграли более существенные факторы.

Во-первых, рост добычи нефти в мире, в первую очередь в США благодаря бурению сланцевой нефти. Добыча нефти в России также растет, приближаясь с рекордному показателю 1987 года – 11,48 млн баррелей в день, сообщает журналист.

Вторым фактором он считает снижение потребления нефти в мире, в том числе в Китае, где оно не выросло такими темпами, как ожидалось, и в ЕС – в связи с ослаблением экономики его членов, а также евро.

Мафсон пишет, что снижение цен на нефть нанесет экономический и политический ущерб, однако это может быть не так уж и плохо. По его словам, нынешняя ситуация сильно отличается от 1980-х годов, когда Саудовская Аравия смогла перенасытить рынок и снизить цены так сильно, что, по утверждению многих экспертов, это ускорило распад Советского Союза. «Такого сейчас не прогнозируется, но Россию это немного обременит», – пишет автор.

Foreign Policy, в свою очередь, отмечает, что падение цен на нефть в прошлый четверг достигло двухлетнего минимума. “Однако не все нефтедобывающие государства паникуют. Правда, крупные добытчики, от Саудовской Аравии до России, нуждаются в высоких ценах на сырую нефть, чтобы сбалансировать свои бюджеты, но пока они упали не настолько низко и снижаются не настолько долго, чтобы оказать на них фискальное давление”, – отмечает журналист Кейт Джонсон.

Автор статьи задается вопросом: почему почти за три месяца, несмотря на ужасающие новости, нефть подешевела на 20%? И далее объясняет: связано это с тем, что добытчики, особенно страны ОПЕК, просто продолжают выкачивать нефть, хотя шаткая мировая экономика нуждается в меньших объемах. Эта несбалансированность спроса и предложения дополнительно усугубляется ростом добычи в США, неожиданным восстановлением добычи в Ливии и почти рекордными объемами добычи в России.

Автор отмечает, что цены на нефть упали, но не обвалились. И по историческим меркам они еще крайне высоки. Еще важнее тот факт, что удешевление нефти по-разному сказывается на добытчиках. Саудовская Аравия и страны Персидского залива готовы перетерпеть снижение цен в краткосрочной перспективе. “У Ирака и России есть больше причин для опасений, но для того, чтобы поставить крупные нефтегосударства перед болезненным выбором, понадобится либо длительное падение цен, либо гораздо более резкий их обвал”, – указывает автор.

По словам Лоры Эль-Катири из Oxford Institute for Energy Studies, саудиты “могут пересидеть пару лет, даже если нефть упадет ниже 90 долларов”. Катар и ОАЭ тоже могут прибегнуть к дефицитным бюджетам или маневрам с расходами.

Чтобы сохранить здоровый бюджет, Тегерану нужно, чтобы нефть стоила 130 долларов за баррель. Но Саудовская Аравия, ярый противник шиитского Ирана, не заинтересована в снижении добычи.

Следующей может пострадать Россия, бюджет которой сверстан исходя из прогноза, что “Брент” будет стоить больше 100 долларов. Вдобавок по российской экономике бьют западные санкции, отмечает Кейт Джонсон.

The Wall Street Journal напоминает, что в ноябре у Евросоюза должен появиться “энергетический царь”. Главная задача этого чиновника – снизить зависимость ЕС от российского газа, пишет журналистка Ванесса Мок. На новоучрежденный пост вице-президента Еврокомиссии по делам энергетического союза номинирована Аленка Братушек, бывший премьер-министр Словении.

Обеспокоенность энергетической безопасностью усилилась в контексте трений между Киевом и Москвой. По данным издания, в последнее время “Газпром” сократил поставки в Польшу, Австрию, Словению и Словакию. “Эти сокращения интерпретируются как предупредительный выстрел Москвы накануне прихода зимы, но, судя по всему, они лишь укрепят стремление ЕС ослабить российскую газовую удавку”, – говорится в статье.

Но альтернативных поставщиков найти трудно. Норвегия не сможет значительно увеличить добычу газа. Что касается СПГ из Катара и других стран, то тут Европе “придется конкурировать по ценам с Японией и другими странами Азии”, поясняют эксперты. И все же выход есть, полагает журналистка. Появились проекты новых трубопроводов и соединительных линий, которые позволят поставлять газ или электроэнергию из Западной Европы в Восточную. Литва собирается открыть свой первый терминал СПГ, в будущем году появится терминал в Польше.

Европа не может полностью отказаться от российского газа, но идет к смягчению эффекта от сбоев в поставках, подытоживает автор.

Сергей КОВОЛЕВ

Ранее

Власти Турции ввели комендантский час

Далее

Владелец дома в американском Детройте решил обменять его на iPhone 6

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru