Москва никак не может добиться от Парижа определенностей.
В вопросе «Мистралей» до сих пор нет определенности, и пора бы уже Парижу определиться, заявил официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич.
Дипломат справедливо заметил, что «по “Мистралям” было много заявлений от министра обороны и главы МИД Франции, но есть контракт, который нужно выполнять».
Лукашевич, которого цитирует «Независимая газета», заявил, что «если у французской стороны появились новые варианты, не надо пользоваться методами мегафонной дипломатии». «Французской стороне пора бы определяться: летом были одни заявления, теперь разговор в другую сторону. Ну, если нет, деньги надо возвращать», – резюмировал представитель МИДа РФ.
Между тем, посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер указал: “контракт не приостановлен и не расторгнут, поставка просто откладывается”. Он отметил, что решение французская сторона примет, когда «восстановится мирное положение на Украине, в том числе будут выполнены положения Минского протокола”.
Тем временем, как отмечает «НГ», практически все готово для сдачи первого вертолетоносца. Завершены ходовые испытания. 400 российских моряков – команды “Владивостока” и второго корабля – “Севастополя” прошли подготовку, включая выход в открытое море. Однако вопрос о передаче “Мистраля” России в конце октября находится в подвешенном состоянии.
Чем грозит Франции несвоевременная поставка “Мистралей”, уже не говоря об отказе от сделки? «НГ» поясняет: контракт с российским “Рособоронэкспортом” заключала французская госкорпорация DCNS, специализирующаяся на строительстве военных кораблей. В госкорпорации ту часть, где говорится о штрафных санкциях, не комментируют, хотя, конечно же, как и в любом подобном документе, они там прописаны. То, что Парижу при разрыве контракта придется выплатить его полную стоимость в 1,2 миллиарда евро, признается здесь всеми. Что касается штрафов, то, как рассказал “Российской газете” видный французский экономист и политолог Жак Сапир, этот вопрос, скорее всего, будет решаться в судебном порядке. И, скорее всего, дело будет разбираться в Лондонском суде международного арбитража.
«Независимая газета» приводит и другую информацию. Местный новостной телеканал LCI, сославшись на “осведомленные источники”, назвал сумму неустойки (помимо выплаты полной стоимости сделки) в 251 миллион евро. Что касается нарушения сроков поставки кораблей, то, по некоторым данным, первые 30 дней после истечения строка контракта штрафы не накладываются. Но в течение последующих трех месяцев каждый день задержки с передачей “Мистралей” может обойтись французам в миллион евро. Затем ежесуточный штраф возрастает.
Оказалось, что в истории Франции прецеденты, когда ей приходилось сталкиваться со схожими ситуациями. По словам Жака Сапира, генерал де Голль в конце 60-х годов прошлого столетия наложил вето на продажу бомбардировщиков-истребителей “Мираж 5” Израилю после “шестидневной войны”. Тогда французы вернули Тель-Авиву все деньги, а Израиль не стал выдвигать штрафные претензии. Тому была причина: Париж обещал не прекращать снабжение израильтян запчастями к боевым самолетам, которые приобрели те у Франции еще до войны с Египтом.
И все-таки французы по большей части полагают, что контракт будет доведен до логического завершения. «Только сумасшедшие могут поступить иначе, сказал “Российской газете” Андре Шанклю, один из его организаторов митинга в поддержку юго-востока Украины, который прошел в субботу напротив Эйфелевой башни. – В противном случае это слишком дорого обойдется нашей казне, что сейчас особенно болезненно в условиях политики жесткой экономии, проводимой правительством. К тому же, что делать с кораблями, если они у нас застрянут?… Подпись под контрактом многого стоит, как и данное слово».
Евгений КОСТИН