Зачем российская женщина отправилась в джунгли к папуасам?
Сенсацией для этнографов всего мира несколько десятилетий назад стало открытие племени короваев на острове Новая Гвинея. Короваи были обнаружены в индонезийской провинции Папуа. Мало того, что они жили в каменном веке, так они еще оказались и каннибалами.
Племя людоедов малочисленно – около 3 тысяч человек. Ареал обитания – болотистая низменность в междуречье, которое в одной стороны упирается в высокогорный массив. Свои жилища короваи буквально плетут на деревьях из подручных материалов – коры и листьев пальмы. Эти «гнезда» располагаются на высоте от 6 до 30 метров, и спасают людей от наводнений, многочисленных тропических ползучих гадов и ядовитых насекомых, а главное – от людоедов-соплеменников из соседних таких же «деревень».
Человеческие ценности у короваев распределяются в таком порядке. На первом месте – мужчина, второе место занимает свинья, третье оставлено женщинам. Собственно, женщин и едят в первую очередь. Едят, как правило, в ритуальных целях, а также ослабленных младенцев. Но бывают и некоторые исключения…
Боятся следовало другого
35-летняя Ирина Демидова, главный бухгалтер одной из московских компаний, в апреле этого года рискнула отправится в гости к короваям.
По словам Ирины, к поездке она готовилась целый год. Правда, основная часть этого времени была потрачена на уговоры мужа отпустить ее в джунгли к людоедам. Впрочем, сначала не хотел ее брать в Новую Гвинею и организатор тура Дмитрия Черняховский, мотивируя свой отказ тяжелыми климатическими условиями и опасными тропическими инфекциями. В итоге Ирина уговорила мужа и убедила организатора в том, что она должна ехать.
Но саму Ирину, по ее признанию, больше пугало другое: «Как же я, девушка, проведу три недели пусть и в небольшом, но мужском коллективе? Оказалось, бояться следовало совсем другого».
За месяц до вылета каждый из пяти участников группы получил список необходимых вещей на трех листах. При этом общий вес багажа не должен был превышать 20 кг.
Необходимая во большинстве тропических стран прививка от желтой лихорадки в Новой Гвинее оказалась не нужна – этой инфекции там нет. Зато есть масса других очень неприятных и даже смертельно опасных болезней, среди которых несколько видов малярии и слоновья болезнь – филяриоз. Это не считая различных пиявок, глистов и всяких растений, вызывающих аллергию. Так что перед поездкой в аптечке каждого путешественника появились антигистаминные и антигельминтные препараты, антибиотики и другие лекарства.
Прямых рейсов на Папуа из Москвы нет, пришлось добираться сначала до Катара, оттуда перелетели на остров Ява, и только с него попали на Папуа в город Сентани. Там, запасшись рисом, сахаром и консервами, на самолете перелетели через горный хребет высотой в 5 километров. Здание аэропорта в пункте назначения сначала приняли за какой-то сарай.
Переночевали на веранде дома местного полицейского. Там встретили двух датчан, которые так и не смогли добраться до короваев из-за того, что местные племена запретили им проходить через свои территории.
«Зачем я сюда приехала?»
Россияне еще в Сентани наняли проводника и повара из племени горных папуасов. Потом, на реке, по которой нужно было сплавляться, взяли семерых носильщиков. С ними напросилась и местная женщина из короваев с двухлетней дочерью. Так что Ирина оказалась не единственной женщиной в экспедиции.
Короваи живут разрозненными группами, «хуторами», если можно так сказать. Некоторые называют эти поселения семьями, но если это и семьи, то, скорее, «шведские» – из-за полигамии. Соседние группы нередко враждуют друг с другом. Чтобы переночевать на их территориях или даже пройти по их земле, надо заранее договариваться. Сам по себе непростой переговорный процесс усугубляется еще и тем, что порой даже соседние группы короваев говорят на разных языках.
Российские путешественники, как говорит Ирина Демидова, договаривались через трех переводчиков. Сначала проводник, говорящий на английском, переводил на индонезийский и с этой вестью отправлял гонца в ближайшее селение короваев. Гонец переводил просьбу с индонезийского на папуасский, а следующий гонец – на диалект папуасского, на котором говорят в той или иной группе короваев.
До мест обитания короваев два дня сплавлялись по реке. Распорядок дня был такой: подъем в шесть утра, завтрак в семь, потом, собственно, переход с пятиминутными перерывами каждый час на отдых и купание. При жаре в 40 градусов и стопроцентной влажностьи одежда была всегда мокрой, так что Ирина купалась в ручьях не раздеваясь.
Ели дважды в день: утром перед переходом и вечером перед ночевкой. Воду брали из реки, предварительно прокипятив ее. Сначала боялись заразиться, но другой воды не было, так что успокаивали себя наличием обильных запасов различных лекарств в аптечках. Тем более, что после окончания похода был предусмотрен трехдневный карантин с обязательным употреблением лекарств от глистов. Еще в Москве организатор предупредил, что в предыдущей группе четверо из пятерых участников заболели малярией. Но с группой Ирины все обошлось – не заболел никто, кроме папуасской девочки, которой россияне дали полтаблетки маларона, и на следующий день малышка снова чувствовала себя отлично.
«Когда я первый раз ступила в непролазные джунгли, первая же мысль была: «Ну зачем я сюда приехала?» – вспоминает Ирина Демидова. – Света мало, он не проникает сквозь густую листву, жара, за спиной рюкзак, надо пробираться через поваленные деревья, болота, ручьи, переходить вброд мелкие речки».
Но на пути путешественников были и крупные реки. Через них проводники-папуасы перебрасывали бревна. Потом они спускались в реку, и с обеих сторон держали Ирину за руки, которая шла по бревну.
Во время одной из таких переправ на путешественников налетел рой диких ос. Когда руководитель экспедиции крикнул «Побежали!», все бросились в реку.
«А я осталась на бревне, ибо прыгать в воду было высоко и не хотелось замочить фотоаппаратуру, – вспоминает Ирина. – Основная масса ос накинулась на Черняховского. У меня потом оказалось всего несколько укусов, а Дмитрия покусали сильно. В какой-то момент я вышла из ступора и тоже побежала, перейдя по бревну. Но тут же врезалась в дерево и упала на спину, ведь из-за окружившего меня роя ничего не видела».
Поросят выкармливают грудью
Главной целью экспедиции было дойти до самого дальнего племени короваев, которые еще не видели белых людей, и попробовать подружиться с ними. До этой группы аборигенов пришлось добираться целую неделю. Когда россияне зашли на их земли, аборигены не стали встречать путешественников на земле, как это делали представители других племен, а наблюдали за пришельцами из своих «домов» на деревьях.
«Мы разбили палатки в лесу, в 200 м от их домиков, все участники похода разошлись по палаткам, а я решила обустроиться и развесить вещи сушиться, – рассказывает Ирина. – Вскоре почувствовала на себе чужие взгляды… Это пришла делегация короваев из женщин и детей. Они просто подошли к моей палатке и очень внимательно, молча, с серьезным выражением лиц смотрели. Выход из ситуации пришел сам собой — я им улыбнулась. Факт — улыбка творит чудеса, в том числе и в другой цивилизации».
После первого знакомства женщины стали внимательно разглядывать чужаков. Их удивлял и цвет кожи, и волос, и толщина рук, и одежда… Одним словом, их удивляло все.
«Они смеялись и раздевали меня, чтобы посмотреть, что у меня надето под футболкой, – улыбается Ирина. – В дикий восторг их привели мои ногти и цветной лак. А уж когда я сняла сапоги ,чтобы показать им педикюр, женщины побежали за своими подругами и мужчинами, чтобы и они увидели это чудо».
Мужчины-папуасы сначала к белой женщине не подходили. Ирина тут же вспомнила про местную иерархию, согласно которой женщина стоит ниже свиньи.
Короваи ходят голыми. Мужчины прикрывают свое достоинство чехольчиком из скорлупы ореха или плотных листьев, женщины щеголяют в коротких юбках из волокон саговой пальмы. Поэтому когда туристы подарили им свои футболки, те очень обрадовались. Кроме одежды, россияне подарили рыболовные крючки и леску, детские игрушки, которые женщины сразу отобрали у детей и сделали их своими амулетами. Особо обрадовались зажигалкам и сигаретам, поскольку все короваи поголовно курят, включая даже маленьких детей. Своего табака у них нет, они его выменивают на крахмал саговой пальмы.
Вообще, саговая пальца – основной источник жизни короваев. Одно дерево дает около 200 кг крахмала, группе-племени хватает его на месяц. Когда мужчины рубят дерево, они поют – для них это праздник.
Крахмал жарят на костре и едят запеченную корку. По словам Ирины, по вкусу он чем-то напоминает печеную картошку. В праздничные дни готовят из него тесто для пирогов, в которые вместо мяса кладут какие-то личинки.
На диких свиней короваи охотятся так же, как охотились в доисторические времена: роют ямы-ловушки и загоняют туда животных. Свинина у них считается вкуснее мяса человека, поэтому если в ловушку попадается поросенок, женщины несколько месяцев выкармливают его своей грудью. Кстати, своих детей они кормят до 3-4 лет.
Свинья считается признаком богатства племени, на нее можно получить все, что нужно для хорошей жизни: табак, соль и женщин.
Свое отношение у короваев и к сексу. Половые связи возможны только во время цветения саговой пальмы, то есть несколько раз в год. После родов женщина может совокупиться с мужчиной лишь через пять лет. Чтобы избежать кровосмешения, семьи-племена периодически меняются женщинами.
Не так давно некоторых девушек не трогали, выращивали, так сказать, «на убой». Короваи считали, что таким образом к тем, кто ее съест, перейдут ее красота и молодость. Мужчин же своего племени короваи не ели никогда. Исключение делали для чужаков из других враждебных племен да время от времени попадавших в местные джунгли белых. Сегодня все обычаи, связанные с каннибализмом, тщательно скрываются.
Кроме перспективы угодить на обед соплеменникам, жизни короваев угрожает множество других опасностей, и в первую очередь – различные заболевания. Да и не только их, но и других папуасов – половина сельского населения Папуа не доживает до 40 лет.
Сергей Лисицын
Фото: www.forbes.ru