ВС уточнил, когда секс является преступлением, а когда – нет.
«Сладкие речи», уговоры и обещания жениться в обмен на секс не являются принуждением, постановил Верховный суд России. Если же к интиму склонили с помощью шантажа или угроз, а то и вовсе «ради шутки», да еще и сделал это человек того же пола, то уголовной ответственности насильнику не избежать.
Как пишет «Московский комсомолец», верховные судьи приняли важное постановление Пленума ВС о половой свободе личности. Издание отмечает, что теперь впервые прописано, как рассматривать дела, в которых насилие совершали лесбиянки, гомосексуалисты и «просто шутники».
«Я вступила с ним в половой контакт только потому, что он поклялся на мне жениться. Обещание свое он не сдержал, чем опозорил мою семью, а мне нанес сильную психологическую травму», – приводит «МК» строчки из жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела одной из жительниц Восточной Сибири. До сих пор в подобных делах у судей не было единого мнения. Одни считали, что ложное обещание – принуждение к сексу, вторые — что нет. Особенно много споров вызывали случаи, когда дело происходило на Северном Кавказе и других регионах, где девушки до замужества в половые связи традиционно не вступают (и даже пытаются наложить на себя руки, если это произошло).
«Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение путем обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания женщине вступить с ней в брак и т. п.)», – прозвучал вердикт с трибуны на заседании Пленума Верховного суда. Тем самым расставлены все точки над «i»
Отныне если женщина находилась в полном сознании, силу к ней не применяли, то секс считается добровольным. И неважно, какие мужчина использовал сладкие речи и чем ее завлекал. Другое дело, когда преступник получил вынужденное согласия на сексуальные действия шантажом или угрозами.
Вообще ВС четко разъяснил: самое важное при рассмотрении такие дел учитывать, в каком физическом и психологическом состоянии находилась жертва в сам момент соития.
«Одна из самых распространенных ситуаций, когда девушку напоили и изнасиловали, – приводит издание слова представителя ВС. – Преступник может уверять, что она сама употребляла алкоголь и никто его в нее не вливал. Но если выяснится, что сексуальные действия происходили в момент, когда девушка была в таком состоянии опьянении, что она ничего не понимала и не могла оказывать сопротивление, то это считается беспомощным состоянием. Соответственно, это уже подпадает под уголовную ответственность». В суде отметили, что не имеет значения, была ли жертва приведена в беспомощное состояние обвиняемым или находилась в этот состоянии независимо от его действий. Это очень, очень важный момент, который изменит судьбу многих уголовных дел.
Кроме того, суд принял еще одно очень своевременно уточнение. Оно касается случаев, когда преступники находят несовершеннолетних жертв в Интернете, уговаривают их раздеться и т. д. ВС постановил: даже если телесного контакта не было, такие действия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей могут признаваться развратными.
Как пишет «МК», ВС обратил внимание на мужеложство и лесбиянство, что, замечает издание, очень своевременно. Сегодня участились случаи, когда в роли насильников выступали люди того же пола. При этом они на судах обычно оправдывались тем, что просто неудачно пошутили. Высшие судьи четко прописали, что все это подпадает под 131 (изнасилование) или 132 (насильственные действия сексуального характера) УК, если совершена вопреки воле и согласию. При этом мотив совершения указанных действий значения не имеет, уточнили на Пленуме.
Арсений СПИРИДОНОВ