Как повстанцев превращают в олигархов
В нынешних украинских событиях «обедам по расписанию» не мешают никакие дипломатические или даже настоящие боевые действия. Давно уже никого не удивляет, что представители «агрессора» и «бандеровского режима» периодически встречаются для урегулирования «газовых» долгов. А финансовые следы самых главных «кукловодов» прежней «единой и незалежной» — Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа — периодически обнаруживаются и в официально проклинающем олигархов мятежном Донбассе.
Но сколь бы ни был уместен торг во время войны, до сих пор эти процессы все же шли параллельно. Самопровозглашенные донбасские республики и их «полевые командиры» раньше могли быть объектами совершаемых на фоне АТО разменов, но никак не их участниками.
А потому вдвойне показательны встречные заявления, соответственно, официального Киева и руководства ДНР и ЛНР о возможности торговли энергетическим углем.
Ситуация с обеспечением топливом украинских теплоэлектростанций действительно близка к критической.
По оценкам премьер-министра Арсения Яценюка, для успешного проведения отопительного сезона до конца года стране необходимо купить не менее 4 млн т угля. 1 млн т закупается в ЮАР, хотя, как признает Яценюк, «цена [$86 за тонну] намного выше, чем та, которую бы мы получали с Донецка и Луганска».
У ДНР и ЛНР украинское Минэнерго планирует покупать сырье примерно по $66 за тонну. Но сравнительная дешевизна товара нивелируется высокими рисками. Первый замглавы ведомства Юрий Зюковвообще считает, что «наперед оплатить груз на данной территории — это равносильно оплате сомалийским пиратам». А богатый ассортимент «полевых командиров», по которому современный Донбасс вполне может конкурировать с Чечней середины 1990-х, делает опасения киевских чиновников не такими уж беспочвенными.
И в этой связи обращает на себя внимание еще одно совпадение. Разговоры о возобновлении угольных поставок с Донбасса активизировались после выборов в ДНР и ЛНР. Хотя, по идее, эта акция должна была еще больше обособить украинский юго-восток. И в политическом плане, в общем-то, так и произошло. Глава ЦИК ДНР Роман Лягин говорит: «Теперь мы имеем легитимную власть, Донбасс больше не является частью Украины, нравится это кому-то или нет». Петр Порошенко отменяет закон об особом статусе Донбасса и стягивает дополнительные войска к Харькову и Мариуполю.
Но воплотится ли в жизнь угроза Порошенко об экономической блокаде мятежного региона — большой вопрос. Как раз потому, что в этом случае война помешает «обеду».
Парадокс в том, что доставляя крайний дискомфорт президенту Украины как политику, донбасские выборы помогают Порошенко избавиться от едва ли не самой главной на сегодняшний день «хозяйственной» головной боли — подготовить страну к зиме. И все дело именно в той самой легитимации глав ДНР и ЛНР, на которую ссылается Лягин. Отныне в донецкой и луганской иерархии Александр Захарченко и Игорь Плотницкий соответственно стоят выше любого другого «полевого командира» и/или гражданского активиста.
Этот мандат может не признаваться или ограниченно признаваться за пределами самопровозглашенных республик, но у самих жителей и тем более силовых акторов Донбасса иного выхода нет. Любая попытка оспорить лидерство Захарченко или Плотницкого теперь автоматически и окончательно дезавуирует «новороссийский» проект как таковой. Равно как и неспособность новоиспеченных правителей навести элементарный порядок на подотчетных территориях.
Зато с появлением у ДНР и ЛНР своих «вертикалей власти» должны снизиться и риски их экономических контрагентов.
Следовательно, проект по поставкам энергетического угля с юго-востока в другие области Украины становится гораздо более реальным и безопасным.
Но если раньше основными выгодоприобретателями всеукраинского «обогрева» были «газовый» магнат Дмитрий Фирташ и «угольный» — Ринат Ахметов, то теперь к ним присоединяются донбасские «антиолигархи» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.
И что бы ни произошло дальше, в принципе, это можно расценивать, как финал «русской весны», которая, как справедливо заметил Леонид Бершидский, началась с политтехнологического пародирования Евромайдана. К середине лета аналогии стали более интернациональными. И даже лояльный Кремлю Александр Проханов уподобил Донбасс сектору Газа.
Но сейчас сюжет снова локализуется: лидеры повстанцев получают шанс монетизировать обретенный ими административный ресурс в полном соответствии с традициями постсоветского пространства. Экономические условия для такой трансформации Захарченко и Плотницкому создает нуждающийся в донбасском угле Киев, а политические — нуждающаяся в донбасском буфере Москва. Как минимум косвенно посодействовав упорядочиванию ДНР и ЛНР, Кремль делегирует в тыл к Порошенко своего квазиолигархического Голема. И в моменте такой ход, наверное, более эффективен, нежели попытки «прикручивания» тех же Ахметова с Фирташем. Вопрос лишь в том, как долго будет сохраняться баланс между московским и киевским вкладом в капитализацию самопровозглашенных республик. Ведь как только равновесие будет нарушено, слуги двух господ мгновенно превратятся в игроков на двух досках.
Александр Бирман
Фото: Риа Новости
Источник: forbes.ru