«Уже 15 лет белорусские креветки в России продаются»

Россия все чаще препятствует поставкам продуктов питания из Белоруссии — возможно, мечте белорусских аграриев разбогатеть на российских антисанкциях сбыться не суждено

bel«Сейчас не время щипать друг друга по мелочам, вспоминать старые обиды или вносить нервозность в наши отношения под надуманным предлогом», — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко в октябре российским журналистам, говоря о союзнических отношениях с Россией. Но пресловутые «щипки» становятся все более сильными. И, видимо, голубой мечте белорусских аграриев — разбогатеть благодаря российскому эмбарго на западные продукты — сбыться не суждено.

Россельхознадзор

В начале недели Россельхознадзор сообщил, что сотрудники его управления по Брянской и Смоленской областям пресекли попытку ввоза из Белоруссии недоброкачественного мяса птицы общим весом 15 тонн. Произведено оно было на белорусском ОАО «Глубокский комбикормовый завод» (г. Глубокое, Витебская область).

«На коробках отсутствовали маркировочные этикетки, на большей части упаковки выявлены следы удаления ранее наклеенных этикеток. Несмотря на то, что продукция прибыла в сопровождении ветеринарного сертификата Таможенного союза, выданного государственной ветеринарной службой Белоруссии, санитарное состояние мяса птицы было неудовлетворительным, со значительными остатками неудаленного перьевого покрова, имелись следы дефростации, упаковка не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством Таможенного союза», — говорилось в сообщении ведомства о товарах из Глубокого.

Похожая история произошла с попыткой ввоза на территорию России 16 тонн говядины, произведенной Слонимским мясокомбинатом. «Товар сопровождался ветеринарным сертификатом Таможенного союза, выданным белорусской государственной ветеринарной службой. Причиной задержания товара явилось то обстоятельство, что сертификация продукции, произведенной Слонимским мясокомбинатом, должна быть приостановлена в связи с ранее выявленными случаями фальсификации ветеринарных сопроводительных документов на его продукцию. Товар возвращен в Беларусь», — пояснял Россельхознадзор.

Ведутся споры вокруг вируса африканской чумы свиней (АЧС) — его достаточно часто обнаруживают в белорусской свинине. В 2013 году в Белоруссии разразилась эпидемия (точнее эпизоотия) АЧС, в результате чего пришлось уничтожить, по некоторым оценкам, до трети всего свиного поголовья в стране. В некоторых регионах до сих пор запрещено держать свиней на личных подворьях в деревнях.

Цех переработки мясной продукции на предприятии в Белоруссии. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Россельхознадзор все чаще заявляет, что его специалисты выявляют новые случаи обнаружения генетического материала вируса африканской чумы свиней в белорусской мясной продукции. «На этот раз генетический материал вируса выявлен в пробах колбасы “Вкусная мясная”, двух пробах рульки копченой и в пробах колбасы “Мортаделла” в синюге, произведенных Бобруйским мясокомбинатом, и в пробах салями “Имперская”, “Царская” и “Украинская”, а также шпика свиного производства Могилевского мясокомбината», — отмечало ведомство. Продукция была поставлена в Рязанскую и Московскую области.

27 октября Россельхознадзор обнаружил вирус АЧС в колбасе Бобруйского мясокомбината. Еще раньше инспекторы ветеринарной службы России выявляли следы вируса в продукции Оршанского, Минского и Могилевского комбинатов.

В ответ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии заявило, что источником генома вируса африканской чумы свиней в продукции отечественных мясокомбинатов могло стать импортное сырье.

Одним мясом дело не обходится. 20 октября Россельхознадзор ограничил поставки овощей и фруктов из Белоруссии. По версии ведомства, такое решение было принято «из-за участившихся случаев ввоза “подкарантинной продукции”». Тогда российские чиновники буквально пристыдили белорусских — в Главную государственную инспекцию по семеноводству, карантину и защите растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии пришло гневное письмо, в котором сообщалось о запрете ввоза на территорию России «товарных партий обезличенной и непромаркированной подкарантинной продукции».

Приводились и конкретные примеры, а именно 82 случая поставок непромаркированной продукции с конца августа. В Россельхознадзоре заявили, что это нарушает пункт 45 Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции в Россию, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании.

10 октября Россельхознадзор сообщил о задержании 18 тонн украинских томатов, которые прибыли через белорусскую территорию и оказались заражены «западным, или калифорнийским, цветочным трипсом». «Ситуация показала неспособность уполномоченных органов Украины и Белоруссии обеспечить выполнение карантинных фитосанитарных требований стран-импортеров растительной продукции, что является нарушением основного требования международного законодательства при международных перевозках подкарантинной продукции», — поясняли специалисты ведомства.

Сортировка продукции на заводе «Русское море» в Ногинске. Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

В сентябре Россельхознадзор объявлял, что будет более тщательно проверять ввозимые из Белоруссии рыбные и молочные продукты из-за «участившихся случаев обнаружения микробиологического загрязнения в поставляемых белорусских товарах».

Президент

Лукашенко пришлось лично реагировать на сложную ситуацию. На октябрьской встрече с российскими региональными журналистами глава Белоруссии заявил: «Наш основной рынок — Россия, а у вас денег становится все меньше и меньше, поэтому мы вынуждены при нашей нищете давать вам деньги, чтобы вы купили нашу продукцию».

Ситуация все же требовала более детального разъяснения. И оно последовало. По словам Лукашенко, после введения Россией эмбарго на поставки продуктов из стран Евросоюза, Норвегии и США он видел сообщения в социальных сетях, что в российских магазинах продаются белорусские креветки и что якобы под видом белорусской в России продается запрещенная к ввозу продукция.

«Да уже 15 лет белорусские креветки в России продаются», — удивил журналистов Лукашенко, пояснив, что еще в 1990-е годы белорусский бизнесмен Михаил Мошенский создал в Бресте предприятие «Санта-Бремор», занимающееся переработкой рыбы и морепродуктов. «Теперь его сын этим занимается. Закупал по всему миру рыбу, перерабатывал. Купил в России компанию «Русское море» и по всей России поставлял продукцию. И сейчас это тоже делает. Дополнительно он ничего не перерабатывает в связи с эмбарго на норвежскую рыбу, потому что у него просто не хватает мощностей», — рассказал белорусский лидер.

Производство «Санта-Бремора» загружено на 100%, и компания поставляет продукцию не только в Россию, но и во все соседние с Белоруссией страны. Хотя каждая из них имеет собственный выход к морю и собственную рыбопереработку.

Лукашенко отметил, что рост цен на белорусское продовольствие в России происходит не по вине Минска. «У нас на 5–8% цена выросла, а у вас на 30–50%. Но это по вашей причине, поэтому не надо блокировать поставки продуктов питания», — сказал он. Белорусские поставщики, по его словам, отдают свое продовольствие оптовикам, которые затем перепродают его торговым сетям, которые и повышают цены.

Лукашенко напомнил, что между Россией и Белоруссией существуют особые государственные договоренности, так называемые балансы по поставкам продуктов. Именно они регулируют, сколько и какой продукции может быть поставлено. «Ваши лоббисты боятся, что если мы поставим больше, то цены упадут. Ваши частники хотят карман быстрее набить. Пусть конкурируют с белорусами. Предлагаю не сдерживать поставки белорусских товаров на российский рынок», — заявил Лукашенко.

Версии

Сейчас в кулуарах, при личных встречах и ни в коем случае не под диктофон чиновники белорусского правительства нередко высказывают такую версию. Дескать, происходящее — это превентивные действия Кремля в преддверии 1 января 2015 года, когда должно вступить в силу действие договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), новой ступени интеграции России, Казахстана и Белоруссии. В Москве, как полагают чиновники, хотят показать, что может быть, если Лукашенко не станет выполнять подписанный в мае договор о ЕАЭС или потребует для своей экономики дополнительных льгот и преференций, либо прямых финансовых вливаний: мол, он и так получил их в этом году предостаточно. Но аппетит приходит во время еды, и белорусский руководитель может затребовать дополнительной платы за лояльность.

Существует и другая точка зрения на происходящее — намного более банальная и менее конспирологическая.

«Судя по действиям Россельхознадзора, российская сторона всеми способами старается бороться с реэкспортом через Беларусь продукции из ЕС. Введенные Россией санкции имеют слабое место — это наша страна, которая в условиях политических баталий между Востоком и Западом старается максимально заработать, — рассказал РП белорусский экономист Антон Болточко. — Россельхознадзор тут как пропускной клапан, второй уровень защиты — после белорусской границы — российского рынка от «вредоносных» товаров из ЕС. В общей массе товаров под раздачу от российской санитарной службы попадают и исконно белорусские товары, но, судя по всему, это издержки данного процесса. Когда будет доступна статистика внешней торговли нашей страны за 10–11 месяцев, можно будет оценить масштабы этих издержек в общем объеме выручки белорусской стороны. Пока же просто интересно наблюдать за происходящим: все-таки, учитывая отношения двух стран и пользуясь риторикой официальных властей нашей страны, брат старается “нагреть” брата».

Антон Платов
Фото: Егор Еремов / РИА Новости

Источник: rusplt.ru

Ранее

Столичного полицейского уволили за секс на рабочем месте с задержанной мигранткой

Далее

Крымских запасов воды хватит только до начала 2015 года

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru