Под видом журналистов на пресс-конференции и презентации все чаще проникают любители выпить и закусить на халяву.
Как только их не называют — фуршетчики, стололазы, халявщики… Этих людей знаю и я, а некоторых — даже в лицо.
Как правило, они аккредитуются только на пресс-конференции, где есть чем поживиться. Они всегда приносят в сумочках пакеты, чтобы прихватить немножко еды и выпивки с собой. Вы никогда не встретите их публикаций в СМИ. Почему? Да потому, что они в СМИ не работают.
А ведь от них, этих халявщиков, страдаем прежде всего мы, журналисты. Стоит хоть чуток опоздать на мероприятие, о котором собрался написать, будь уверен: все места будут заняты стололазами. Это меткое выражение мне впервые много лет назад удалось услышать от известного спортивного журналиста, главного редактора журнала «Спортивная жизнь России» Игоря Масленникова. Много лет прошло с тех пор, но псевдожурналистов меньше не стало, скорее — наоборот. А как с ними бороться — непонятно.
В полицию на халявщиков не пожалуешься. Вроде солидные с виду люди… Ну, пьют и едят на халяву — и что с того? Законы ведь не нарушают… Так, может, создать комитет по борьбе с халявщиками и стололазами?
На одном из телеканалов как-то показали этих «представителей прессы», после чего многие любители выпить и закусить на дурняк залегли на дно, но вскоре вновь замаячили на пресс-конференциях и презентациях, где можно поживиться.
У нового подвида «журналистов» — удивительный нюх на мероприятия, где стоят столы с выпивкой и закусками. Чаще всего они представляются сотрудниками никому не известных, зачастую не существующих, изданий. Особенно закоренелые «бутербродники» (еще одно прозвище халявщиков) носят с собой пробки от бутылок, чтобы беспрепятственно забирать открытую водку домой. А иные «фотокорреспонденты» сметают пирожки и другую снедь в пустые кофры.
В своем подавляющем большинстве «бутербродники» выглядят солиднее настоящих журналистов вне зависимости от возраста. При этом и вопросы задают настолько мудреные, что невольно хочется спросить: сам-то ты понял, что сказал?
Время ограничено, журналист пришел работать, а «бутербродник» стоит и задает свои витиеватые, никому не нужные вопросы. Кроме того, «благодаря» стололазам, сложился довольно обидный образ сотрудника газеты. Такого вечно голодного, продажного, пронырливого человека, которого можно задобрить обильным «прикормом». Как рыбу на платном водоеме.
Да что и говорить — любители «халявы» наносят немалый урон профессиональной репутации журналистов. Именно по таким вот бутербродным товарищам, которые отписываются о мероприятии лишь набегом на фуршетную зону, организаторы пресс-конференций и презентаций судят в целом о нашем журналистском цехе, а это, по меньшей мере, несправедливо. И — обидно.
Сергей ВЫСОКОВ