Лучше синица в руке, чем журавль в небе

«Приземлиться, оглянуться» — советует обозреватель «НВ» чиновникам от Роскосмоса, прежде чем рваться в заоблачные дали.

0_5ea13_ee98e303_orig

На реализацию своей новой программы Роскосмос запросил почти 2,5 триллиона рублей. В условиях общего кризиса, который волной накрыл страну, даже как-то не очень патриотично. Ведь не хватает на самое необходимое. С другой стороны, отказываться от мечты вроде тоже нельзя. Но если бы у нас хоть меньше крали…

Завоевание космического пространства в 2016–2025 годах обойдется нам втрое дороже, чем в 2006–2015 годах. В рамках федеральной космической программы планируется создать сверхтяжелую ракету для запусков с космодрома «Восточный», новый пилотируемый корабль, автоматическую систему воздействия на астероиды и кометы, робота-космонавта, аппараты самого разного назначения, опытные образцы «грузовиков» для посадки на Луну…

Но что останется от этого громадья планов после того, как чиновники недрогнувшими руками начнут черкать их? А судя по всему, именно так и будет — слишком дорого эти планы стоят. Большую часть из 2,44 триллионов рублей Роскосмос надеется получить из бюджета и 320 миллиардов — из внебюджетных источников. Держать марку дешевле не получится.

Однако правительству придется укротить завоевателей космического пространства и заставить их держаться ближе к Земле. Денег не хватает на все, проект бюджета принимается с дефицитом в полтриллиона рублей. Тем более, ни у кого нет уверенности, что востребованная сумма (см. выше) — и в самом деле последнее слово «Роскосмоса», и все не начнет дорожать на глазах у изумленной публики. Как это уже бывало. Например, в принятой и расписанной по годам госпрограмме «Космическая деятельность России до 2020 года» значатся одни суммы, а к ним уже просят добавки: на 18-й год — еще 29 миллиардов, на 19-й — 11 миллиардов, на 20-й — 16 миллиардов рублей…

И даже сам космодром «Восточный», первый пуск с которого планируется провести уже в конце 2015 года, существует пока больше в чертежах и в воображении. С самого начала, с 2012 года, работы велись хаотично, без системы. Уже сейчас отставание на строительстве стартового и технического комплекса составляет до двух месяцев. Работают там 6 с лишним тысяч человек, а надо 15 тысяч пар рук…

Да и планы у «Роскосмоса» меняются на ходу, что также является нехорошим симптомом. Да знают ли «космические» чиновники сами, что хотят? Проектировали два стартовых комплекса для тяжелых ракет на космодроме, теперь предлагают сделать один и начать строить его не в 2016 году, а уже в этом. При этом усилия сконцентрировать на сверхтяжелой ракете, облик которой, как было сказано главой «Роскосмоса» Олегом Остапенко, «приближается к завершению». Запланировали окончание строительства космодрома и первый старт ракеты на конец 2015 года, теперь опомнились — перенесли (на бумаге) сдачу космодрома на полгода раньше, к середине лета…

Еще один важный нюанс — не допустить в космических планах воровства и коррупции космических же масштабов. Именно так! Не зря ведь после своего сентябрьского визита на космодром «Восточный» президент Владимир Путин распорядился создать комиссию по строительству. Во главе поставлен вице-премьер Дмитрий Рогозин, а в ее состав вошли представители Счетной палаты, Генпрокуратуры, МВД и ФСБ. И уже в октябре на космодром прилетел первый зам генпрокурора Александр Буксман. С последними, видимо, предупреждениями: не построите «Восточный» вовремя, с хорошим качеством и без воровства, привлечем к ответственности вплоть до…

Не до расстрела, конечно, но все равно…

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Ранее

Индекс счастья

Далее

Пятая колонна

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru