Украина в спешке пытается решить ком накопившихся энергетических проблем, чтобы спасти от замерзания Киев и другие города.
Самая острая ситуация сложилась с углем, которого катастрофически не хватает. Польша в субботу призналась, что не в состоянии помочь Украине. МВФ решил повременить с выдачей кредитов. У Киева осталась надежда только на Россию.
Польша не поможет
Посол Польши на Украине Генрик Литвин заявил, что Польша начала поставлять уголь украинским региональным потребителям. Однако обеспечить потребности Украины в энергетическом угле она не может, что подтверждает и сам посол. Объемы поставок небольшие, потому что в Польше добывается в основном уголь другого типа, который невозможно использовать на украинских ТЭС.
Не всегда потребности Украины совпадают с теми возможностями, которые имеет Польша, говорит Литвин. «Поэтому пока еще таких больших контрактов не было, но есть меньшие контракты для поставок польского угля региональным, локальным потребителям», – сказал Литвин.
Буквально 3 декабря Укрэнерго сообщило, что пять украинских ТЭС оказались на грани остановки: угля там осталось всего на четыре дня. Ситуацию усугубила авария на одном из блоков Запорожской АЭС. Восстановить его работу обещают не ранее 12 декабря.
Накануне директор одной из украинских ТЭС рассказал главному редактору газеты «Украинская правда» Севгиль Мусаевой-Боровик о катастрофической ситуации на электростанциях из-за нехватки угля.
«Сегодня утром мне позвонил директор одной из ТЭС и орал в трубку так, что я чуть не оглохла. Его речь была очень эмоциональной с непечатными словами в адрес руководства страны. Нет, я знала, что у нас все плохо с углем, но не подозревала, что до такой степени!!!» – написала она на своей странице в Facebook (пунктуация автора сохранена – прим. ВЗГЛЯД).
«Я не пугаю, но если мы в ближайшее время не запустим газомазутные блоки, то замерзнем – и Киев в первую очередь. Угля на станциях нет, а из-за дебилизма руководства страны за неделю нам его уже не успеют привезти», – добавила она.
По ее словам, на складах ТЭС государственной компании «Центрэнерго» начиная с июля количество угля сократилось до совсем незначительных показателей: июль – 969 тыс. тонн, август – 691 тыс. тонн, сентябрь – 205 тыс. тонн, октябрь – 98 тыс. тонн, ноябрь – 58 тыс. тонн.
«Почему нельзя было начать импорт из ЮАР, Новой Зеландии, Австралии еще в августе? На что они надеялись?? На хорошую погоду или на то, что уголь упадет с неба как манна небесная? Для чего нужно было устраивать этот цирк с юаровским углем, с Улидой? Это разве не предательство национальных интересов? А теперь шмонают Центрэнерго и Энергоатом», – добавила журналистка.
«А коалицию создавать месяц и правительство? В условиях войны, необходимости нового транша МВФ, в такой ситуации с углем? А назначить на должность министра энергетики, который вообще далеко от понимания процессов, не является энергетиком в нынешней ситуации?? И на котором частично лежит ответственность за все сейчас происходящее??» – продолжила она.
«Это преступная бездеятельность, некомпетентность, отсутствие ответственности???? Объясните!» – потребовала Мусаева-Боровик.
Уголь в зоне «спецоперации»
Украина продолжает жить на грани энергетической катастрофы, хотя уголь есть совсем рядом – в ДНР и ЛНР. Однако министр энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что, несмотря на дефицит топлива, Киев не собирается покупать уголь у ополченцев. Хотя сам Демчишин говорит, что на складах только украинской госкомпании «Уголь России», на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР, находится 2 млн тонн.
В ДНР поставили условие, что продадут уголь только при остановке военных действий. Однако Киев и вовсе не собирается покупать этот уголь, а хочет его оттуда вывезти. Это вызвало непонимание и возмущение в министерстве ТЭК ДНР, где заявили, что не собираются отдавать уголь. Он будет продан, а вырученные деньги пойдут на зарплаты шахтеров, которые Киев не платит с лета, пообещали власти республики.
Однако у Украины были и есть еще две возможности для решения угольной проблемы – это закупать уголь у России, а также готовую электроэнергию в России.
С поставками угля из РФ в конце ноября начались проблемы. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, российские производители требуют хотя бы частичной, но предоплаты за поставки угля. Но у Украины нет денег. Кроме того, у этой коллизии может быть не только экономическая, но и политическая подоплека. Россия тем самым может подталкивать Киев договариваться по углю с ДНР и ЛНР, которые готовы продавать уголь, но требуют выполнения главного условия – прекращения военных действий и признания республик.
Частично поставки угля из России идут, однако, учитывая патовую ситуацию, наиболее действенный и быстрый способ решить проблемы ТЭС – это закупка готовой электроэнергии у России. Поэтому минэнерго Украины и пытается договориться с Москвой об этом. Россия заявила, что начнет экспорт электроэнергии на Украину при условии стабильного энергообспечения Крыма. Киев заявил, что готов пойти на это, тем более что Крым платит за электроэнергию вовремя и по выгодным рыночным тарифам. Осталось найти деньги, которых нет: золотовалютные резервы страны и так быстро иссякают и составляют уже менее 10 млрд долларов. Даже в WSJ уже признали, что Украину ждет дефолт без получения кредитов от МВФ.
Минимум газа
Не лучше ситуация на Украине и с газом. Газпром в субботу подтвердил получение от «Нафтогаза Украины» 378 млн долларов предоплаты за первую в рамках зимнего пакета поставку российского голубого топлива. Однако это означает, что Киев купит газа в этом году по минимуму – всего 1 млрд кубометров. Судя по всему, остальные 3 млрд кубометров он собирается докупить в первом квартале 2015 года. Мотивы понятны: в это время российский газ немного подешевеет.
Однако этого мало, чтобы бесперебойно пройти зиму, поэтому южные европейские страны, которые получают транзитом российский газ через Украину, по-прежнему рискуют остаться без него. Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук говорил, чтобы убрать все риски зимой, Украине надо было бы купить минимум 4, а лучше 5 млрд кубометров газа, причем обязательно до конца 2014 года. А в первом квартале 2015-го осталось бы докупить еще 1–2 млрд кубометров. В данной ситуации большой риск как минимум суточных перебоев в поставках газа в Европу через Украину в сильные холода обеспечен.
Откуда возникает этот риск? Дело в том, что если уровень в ПХГ понизится до 11 млрд кубометров, то в системе упадет давление. Это значит, что подъем газа будет происходить медленней, и выбирать газ придется в меньших объемах. Надо отметить, что 5 млрд кубов в ПХГ – это буферный газ, который нельзя поднимать, он нужен для поддержания давления в хранилищах.
В этом случае можно будет увидеть такую картину в январе – феврале следующего года. В Европе наступают сильные морозы, потребители просят Газпром поставить больше газа через Украину. Особенность транзитных поставок в этом случае такова: Нафтогаз отбирает газ на востоке, на границе с Россией, а Европе отдает ровно такой же объем из своих подземных хранилищ рядом с европейской границей. Чтобы прокачать дополнительные объемы газа по транзитной трубе, требуется время, а эта схема позволяет оперативно реагировать на возросший спрос. Но из-за снижения давления в ПХГ Украина просто не сможет быстро выбрать необходимый для Европы объем газа. Как минимум суточные перебои в поставках газа обеспечены.
Ольга Самофалова
По информации: www.vz.ru