Страна может остаться без своих овощей, сахара и постного масла.
Посевная кампания в России оказалась под угрозой – запрет на импорт продовольствия из Европы распространяется также и на семена. А ведь 95% семян мы закупаем за границей.
Член Комитета ГД по аграрным вопросам Светлана Максимова сообщила на днях, что Россия к продовольственной войне оказалась не готова: «Самая главная проблема – у нас не развито семеноводство. Мы обеспечиваем себя сахаром, но 98% семян сахарной свеклы – импортные. Такая же ситуация с картофелем. Аграрии уже сейчас спрашивают: где мы весной будем брать семена картофеля? В прежние годы они завозились из Голландии».
Таким образом, если Россия к началу весны не снимет с Европы продовольственные санкции, которые наложила «в ответ на их санкции», сев большинства овощных культур не состоится. То есть уже осенью 2015 года в России не будет своего картофеля, сахара и многих овощей.
По данным 2011 года (более свежих нет), экспорт семян из России составляет 10 млн долларов, импорт семян в Россию – 387 млн, то есть импорт превышает экспорт почти в 40 раз!
Самая благоприятная ситуация с зерновыми. На импорт здесь приходится всего 5%,так что без хлеба россияне не останутся. С остальными культурами ситуация намного хуже. Так, семян подсолнечника (попросту – семечек) Россия привозила из ЕС и США 80%. Те же 80% составляет в среднем импорт семян овощей.
До посевной кампании остается несколько месяцев. Вырастить недостающие семена у российских аграриев уж точно не получится. Что же остается? Либо наступить на горло собственной песне и идти в Европу с протянутой рукой, либо попробовать закупить семена в Китае или Индии. Но захочет ли теплолюбивое индийское семя расти в холодной России – бабушка надвое сказала.
К слову, загубленное у нас в 90-е годы семеноводство сегодня во всем мире становится одним из самых прибыльных бизнесов. Недаром за лидерство в этой сфере бьются США, Китай, Франция, Бразилия, Индия и Германия.
О каком же импортозамещении после этого можно вести речь? Это самое замещение, к слову сказать, идет ни шатко ни валко – за 11 месяцев 2014 года рост российского сельхозпроизводства составил, по одним оценкам, 4%, по другим – и вовсе 2%.
Такими темпами, если не произойдет их снижения, на отечественные продукты россиянин сможет перейти не раньше чем через четверть века. Премьер Дмитрий Медведев напоминает: быстро никто и не обещал.
Чтобы продукты быстрее импортозамещались, в этом году сельчанам впервые за последние 15 лет подкинут денег на строительство дорог. Прежде считалось, что дороги на селе не нужны. Теперь в правительстве неожиданно догадались, что сельчанам как-то надо вывозить выращенную продукцию.
Светлана Максимова вспомнила, как вела прием избирателей: «Пришел бывший военный, ему 40 лет, пятеро детей. Спрашивает: как мне войти в программу? А ему никак не войти! Он купил паи в Твери. Субсидию он должен получать по месту жительства, а он прописан в Москве… Ко мне пришли в день открытых дверей много молодых людей, москвичей, которые хотят стать фермерами…»
До прихода в депутаты она была фермером 17 лет: «Магазинов у мелкого бизнеса нет. Сетевые их не принимают. Бойни тоже есть только у крупных. Мелкий бизнес не может туда достучаться – крупный производитель не пускает мелкого, по санитарным нормам могут занести инфекцию. Некоторые бойни построили частники. Но там очень дорого».
Парадокс заключается в том, что выращивать все, кроме бананов, мы в России теоретически можем. Но кто же в здравом уме при нынешней аграрной политике станет это делать?
Аделаида Сигида
По информации: mirnov.ru