Планируемое совместное предприятие может стать первым российским госпроектом по производству ветроэнергетических установок.
Дочерняя структура ГК «Росатом» по строительству силовых машин — «Атомэнергомаш» рассматривает возможность организации совместного предприятия по выпуску маломощных роторных ветряных турбин совместно с казахстанской компанией «Экоэнергомаш». Это следует из оказавшегося в распоряжении «Известий» протокола ноябрьского заседания совместной российско-казахстанской рабочей группы по углублению сотрудничества в сфере использования атомной энергии в мирных целях. Рабочую группу формируют представители двух национальных атомных госкорпораций — «Казатомпрома» и «Росатома».
В пресс-службе «Казатомпрома» (учредил в 2010 году «Экоэнергомаш» на базе Алматинского университета энергетики и связи) подтвердили, что «Экоэнергомаш» ведет переговоры с «Атомэнергомашем».
— «Росатом» рассматривает различные варианты производства и поставок оборудования для рынка возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе и через организацию совместных производств с компаниями из других стран, — сообщил представитель «Атомэнергомаша». — Непосредственно с «Казатомпромом» взаимодействие в области развития ВИЭ идет в рамках рабочей группы по углубленному сотрудничеству в сфере использования атомной энергии в мирных целях.
В намеченном проекте «Росатом», скорее всего, займется производством комплектующих к ветрякам, а также продвижением продукции на российском рынке, говорит близкий к переговорам источник «Известий» в «Казатомпроме». За проектировочные работы будет отвечать аффилированная с «Экоэнергомашем» частная российская инжиниринговая компания «НТC Энергия экологических систем» (НТС ЭЭС; работает с 2002 года) — ею руководит и владеет Сергей Болотов, сын гендиректора «Экоэнергомаша» и патентообладателя на роторные вертикальные турбины («Ветровая роторная турбина Болотова») Альберта Болотова. Речь идет не о привычных лопастных ветряках, напоминающих пропеллеры, а о своеобразных ветряных башнях: лопасти расположены друг за другом в два ряда и вращаются горизонтально. Ранее НТС ЭЭС поставляла подобные ветряки, например, для дальневосточных объектов «РусГидро»; в России есть маяки, которые питаются от генераторов Болотова; в Казахстане такие ветряки питают ряд ферм и поселков.
Фото предоставил Генеральный директор «Экоэнергомаш» Болотов Альберт Васильевич
— С 2002 года в России мы изготавливаем основную часть деталей к гибридным ветро-солнечным и ветро-дизельным системам, — рассказал Сергей Болотов. — Сейчас стоит вопрос серийности. Пока не будет разработан господход в области ветроэнергетики и не поступят крупные заказы, это дело штучное.
Планируемое к созданию СП будет заниматься производством: новые мощности принесут структурам «Росатома» и «Казатомпрома» новые заказы. Ожидается, что в феврале в рамках очередной встречи российско-казахстанской рабочей группы стороны окончательно согласуют нюансы совместного проекта, говорят в «Казатомпроме».
По словам Альберта Болотова, часть комплектующих, которыми может заняться дочка «Росатома», в том числе солнечные батареи (они страхуют ветряки при полном отсутствии ветра), закупается пока компаниями в Казахстане, России, Китае и Европе. Так, в России контракт на поставку солнечных модулей заключен со Всероссийским НИИ электрификации сельского хозяйства (в Казахстане солнечные модули поставляет Astana Solar, также входящая в «Казатомпром»). Производством роторных турбин конструкции Болотова для НТС ЭЭС занимается еще одно частное предприятие в Тверской области (его название Сергей Болотов сообщать отказался) — от него в случае создания СП придется отказаться.
В российской энергогенерирующей компании «РАО «ЭС Востока» «Известиям» сообщили, что рассмотрят возможность закупки ветряков Болотова — после удорожания импортных лопастных ветряков из Китая, Франции и Японии компания вынуждена более активно искать отечественного производителя.
— Дорожающее топливо заставляет нас идти по пути энергоэффективности, поэтому любые проекты, связанные с ВЭУ, являются для нас стимулом экономии. Особенно сейчас, когда западное оборудование для нас может быть достаточно дорогим, — говорит замгендиректора по стратегии и инвестициям РАО «ЭС Востока» Алексей Каплун. — Но пока конкурентного отечественного оборудования мы не видим. Если характеристики продукции этого СП нам будут интересны, мы рассмотрим любые варианты, которые должны будут отвечать ряду наших требований, как то: термостойкость, устойчивость перед резким ветром. Да и сами они должны быть легко транспортируемы — при минимуме контроля и ухода за ними.
Альберт Болотов сказал «Известиям», что стоимость одной установки минимальной мощности 2 кВт (без солнечных и дизельных дополнительных модулей) составляет около 1,6 млн тенге (7,52 млн рублей по среднему обменному курсу — 4,7 тенге за рубль на этот год), «Экоэнергомаш» может вести производство установок мощностью 5, 10, 16, 25 и 50 кВт, его российский партнер НТС ЭЭС — с 2 до 10 кВт, в планах выход на 25 и 50 кВт мощности. Болотов заявляет, что срок окупаемости у таких ветряков — при заявленных в 4 раза меньших по сравнению с классическими ветрогенераторами затратах на обслуживание и ремонт — около 6–7 месяцев в зависимости от местных тарифов. Кроме того, существенным преимуществом своих вертикальных роторных турбин перед горизонтальными лопастными Болотов считает термоустойчивость (выдерживает перепады температур от минус 45 до плюс 65 °С), минимальные требования к уходу, большую чувствительность к силе ветра.
Фото предоставил Генеральный директор «Экоэнергомаш» Болотов Альберт Васильевич
До конца быть уверенным в том, что проект осуществится, нельзя хотя бы потому, что для «Атомэнергомаша» это второй за последние 4 года проект по ветрякам. Предыдущее производство турбин — лопастных — мощностью 2 МВт (это в 40 раз выше, чем максимальная мощность вертикальных роторных ветроустановок Болотова; было анонсировано к 2012 году) на базе «Петрозаводскмаша» при участии Siemens так и не было запущено. В «Атомэнергомаше» это объясняют ставшими невыгодными для заказчиков условиями развития ветроэнергетики в России и полным отсутствием заказов.
Как ранее объявлял бывший гендиректор «Петрозаводскмаша» (подразделение «Атомэнергомаша») Владимир Кащенко, ветрогенераторы планировалось поставлять как на российский (в этом, по его словам, было заинтересовано девять регионов РФ), так и на зарубежный рынки. По ожиданиям Кащенко, к 2020 году доля оборудования для альтернативной энергетики в структуре выручки «Атомэнергомаша» составит 20%. В прошлом году выручка «Атомэнергомаша» составила 10,1 млрд рублей. В основном компания зарабатывает на выпуске генерирующего оборудования под различные виды топлива.
За счет своего малого размера установки планируемого СП изначально ориентированы на мелкооптовый рынок труднодоступных регионов, считает директор Российской ветроэнергетической ассоциации Максим Гридасов. По его данным, одной установки в 50 кВт хватит лишь на 5–10 домов при расходе на один дом в 5–10 кВт энергии (в зависимости от энергопотребления). Сергей Болотов также признает, что массовая установка (скажем, более двух десятков) его ветряков неэффективна по техническим причинам — в силу перепадов энергии. Кроме того, такие системы менее надежны в силу своей хрупкой конструкции, настаивает Гридасов.
По мнению экспертов, вероятность того, что таким образом «Атомэнергомаш» хочет выйти на потребительский рынок частной ветроэнергетики, маловероятна. Возможно, компания после неудачи с «Петрозаводскмашем» решила выйти на зарубежные рынки, где изначально сильны политические связи России, — Латинской Америки, Ближнего Востока и Индии, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
— Проблема в том, насколько нашему энергорынку нужны эти технологии по приемлемым ценам. К сожалению, мы сейчас видим преимущество солнечной энергетики перед ветряной в силу более легкой локализации продукции, — объясняет Пикин.
К примеру, развитие получил российско-казахстанский проект по солнечной энергетике. В рамках этого сотрудничества в конце сентября в Астраханской области начала работу первая солнечная электростанция (СЭС) установленной мощностью 250 кВт, укомплектованная 1,06 тыс. солнечных модулей производства Astana Solar, дочернего предприятия «Казатомпрома». Проект реализуется совместно с российской ГК «Энергия солнца».
— Кроме того, проблема и в переизбытке мощностей в стране — 15 тыс. МВт в 2014 году так и остались не проданы. По прогнозам, через несколько лет «в никуда» будет уходить по 22 тыс. МВт в год, — добавил Пикин.
Фото предоставил Генеральный директор «Экоэнергомаш» Болотов Альберт Васильевич
По информации: izvestia.ru