В будущей войне у нас не будет прикрытия с воздуха
«Кто имеет медный лоб,
Тот имеет медный таз».
Ходжа Насреддин
Многих интересует, в какой стране мы живем. Я могу объяснить этот момент с эсхатологической точки зрения. Иностранное слово на букву «э» означает, что скоро все накроется медным тазом.
…Не уважаю людей, которые в армии не служили и на заводе не работали. А мои шестнадцать лет в советском ВПК пролетели как один день.
Как сейчас помню родной завод. Нынче это российский национальный космический центр «ЦСКБ-Прогресс» в славном городе Самаре . В тридцатиградусный мороз, с тремя пересадками на холодных автобусах добираешься чуть свет до проходной и идешь меж стройных рядов голубых елок к своему испытательному цеху. А перед глазами гигантский плакат. Телеграмма Сталина от 23 декабря 1941 года.
«23/12 22 56 бл. 22-24 пр. 19/8
Два адреса Куйбышев директору завода нр 18 Шенкману копия директору завода нр 1 Третьякову. Сер. Г. Москвы 3128 124 23 22 08. Уведомление телеграфом – Серия Г вручение подтвердите –
Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному Ил-2 в день а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН».
В 41-м году после такой телеграммы через 24 часа завод стал выпускать по два Ила в сутки и нескончаемой вереницей пошли благодарности от летчиков за прекрасный самолет.
…Я не чувствовал себя придавленным или ущемленным железной волей вождя. Наоборот – работалось лучше, работалось веселей.
Но это все присказка, сказка – впереди.
Сказка про МИГ-29.
В аккурат перед Яблочным Спасом черной ласточкой порхнула весть, что российский Минфин уговорил Минобороны отложить закупку 37 истребителей МИГ-35 на три года. Знакомый из министерских кругов честно признался – «ну, нет денег в казне, и скоро совсем не будет, как сказал бы гражданин Паниковский».
Первое что приходит в голову – на Олимпиаду сочинскую, на чемпионаты всякие есть, а на защиту Родины нету?
Впрочем, не будем рубить с плеча, хотя вскоре выяснится, что оно бы и лучше.
Разберемся по порядку.
Наша справка:
МиГ-35 (по кодификации НАТО — Fulcrum-F) — многоцелевой российский истребитель поколения «4++», созданный на базе МиГ-29М. Это легкий фронтовой истребитель, «как воздух, как хлеб» необходимый российской армии в случае большой войны.
МиГ-35 участвовал в тендере на поставку ВВС Индии 126 боевых самолётов. На первом этапе испытаний лучшие результаты продемонстрировал именно МиГ-35: остальные участники тендера столкнулись с проблемами запуска двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания.
Однако, вместо того, чтобы официально объявить победителя испытаний, индийские ВВС обратились к производителям с просьбой внести соответствующие изменения в конструкцию топливных систем самолётов. В итоге финалистами тендера военное ведомство выбрало европейский истребитель Typhoon и французский Rafale. Официальной причиной неудачи МиГ-35 на конкурсе были неудовлетворительные показатели по 14 пунктам, в частности, продемонстрированные радиолокационной станцией «Жук-МАЭ» и двигателями РД-33МК.
Одной из причин провала стала вопиющая бездарность и безалаберность руководителей ОСК «МИГ» в сфере лоббизма и продвижения своих интересов как на внутреннем, так и на международном рынке. Попросту говоря – зазнались. Вторая причина – индийцы устали иметь дело с разваливающимся российским ВПК. Их не интересуют наши проблемы. Им нужна надежная современная техника. Третья причина – возросшая конкуренция. Руководители ОСК «МИГ» не извлекли уроков из индийского фиаско. И расплата не замедлила себя ждать. Правительство в лице Минобороны не стало закупать 37 МИГов на сумму 37 миллиардов рублей. Плохо ли это или не очень?
Это плохо, но не очевидно. Придется разложить все по полочкам.
Плохо в том плане, что корпорация МИГ может растерять высокопрофессиональные кадры – конструкторов, инженеров и техников, мастеров-станочников и слесарей–сборщиков, которых уже и сейчас днем с огнем не сыщешь. Корпорация может спроектировать и произвести в нескольких экземплярах современный супераэроплан, но возможности серийного производства с каждым днем тают, как шагреневая кожа. Неудачи МИГа контрастируют с успехами компании «Сухой», заключившей с Минобороны контракты на поставку тяжелых истребителей – модернизированных СУ-27, СУ-30 и перспективных СУ-35.
(Кстати, обе этих самолетостроительных корпорации фактически банкроты. У них неподъемные миллиардные долги).
В последние двадцать лет соотношение легких и тяжелых истребителей в составе ВВС России поддерживалось примерно на уровне один к одному. В начале этого года в составе российских ВВС было 250 истребителей МиГ-29 и 260 Су-27 и Су-30. Большинство МиГ-29 уже вырабатывают свой ресурс, и им требуется замена, которой мог бы стать МиГ-35. Однако заявленное в госпрограмме вооружений количество таких самолетов заставляет предположить, что Министерство обороны решило пересмотреть соотношение легких и тяжелых истребителей в пользу последних.
С учетом уже размещенного и планируемого заказов на Су-35, а также покупки новых Су-27СМ3 и Су-30СМ количество тяжелых истребителей на вооружении ВВС России после 2020 года достигнет 390-400 единиц. При этом доля легких тактических боевых самолетов будет постепенно снижаться, если только власти не решат увеличить заказ на МиГ-35 в рамках новой госпрограммы вооружений на 2016-2025 годы, которая будет представлена президенту России в 2015 году.
Представленная вашему вниманию логика – это логика чиновников, делящих кусок бюджетного пирога. Стратегического мышления, предполагающего взгляд за горизонт ожидаемых событий, не видно ни со стороны ОСК «МИГ», ни со стороны нового руководства Минобороны.
Авиастроители не могут освоить новые модели корпоративного поведения и менеджмента, предполагающего нелинейное маневрирование в корпоративной, политической и финансовой сфере.
Минобороны просто не поднимает головы от сиюминутных задач, растрачивая миллиарды в бесполезные «внезапные» учения всех родов войск.
О Минфине скажу, что эта вредительская организация мыслит парадигмами монетаристской логики, не имеющей отношения к реальной экономике. И к реалиям будущей войны.
Потенциальный противник рассуждает так:
если русские сокращают число легких тактических истребителей, то это значит, что они не ожидают крупномасштабных конфликтов, сопровождающихся масштабными потерями боевых самолетов. Значит, чтобы одержать верх на Россией в неядерном конфликте, надо навязать ей такой ход военных действий, к которому они не готовы. И это может быть даже не крупная война, а несколько одновременных локальных конфликтов. Дождавшись невосполнимых в короткое время потерь фронтовой тактической русской авиации, можно бросить в бой даже разбитых наголову грузин. Пусть реваншируются. Или нанести удар недавно созданной совместной азербайджано-турецкой бригадой, поддержанной авиацией НАТО, по Горному Карабаху.
…В условиях сегодняшней российской экономики деньги для закупки МИГ-35 можно было бы достать, просто включив печатный станок. Это не привело бы к всплеску инфляции. Уже вошло в учебники понимание того, что при низкой монетизации (когда денежный агрегат М2 намного меньше внутреннего валового продукта) такая мера положительно влияет на внутренний рынок, стимулируя эффективный спрос и оживление производства. Именно на таком пути правительство Примакова-Маслюкова вывело российскую экономику из кризиса после дефолта 1998 года.
Еще в начале нулевых годов на одной из конференций, посвященных проблемам российского ВПК, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг одной фразой подытожил все проблемы, сказав, что в экономике необходимо переходить к индикативному планированию, то есть такой практике, когда правительство намечает основные направления выпуска стратегически важной продукции и стимулирует тех, кто обеспечивает такое производство. Такое руководство экономическими процессами предполагает наличие у центральной власти четкого представления, что нужно стране не только в ближайшей, но и в стратегической перспективе. Поскольку такого представления нет, то это говорит либо о непрофессионализме чиновников, либо об их неуверенности в собственном завтрашнем дне.
Невнятица с обеспечением российской армии современными легкими фронтовыми истребителями длится уже много лет. Сейчас, когда призрак большой войны практически уже материализовался и стучит своими грубыми сапогами в наши двери, такая организационная невнятица грозит невосполнимыми потерями на полях будущих сражений. Именно о них, о боевых потерях идет речь.
В случае серьезного вооруженного конфликта фронтовая авиация будет играть решающую роль. Учитывая слабый уровень взаимодействия войск, отсутствие лётной практики у пилотов, можно предположить, что потери воздушной техники будут весьма существенными, и их легче восполнять относительно недорогими МГ-35. А стоящие на вооружении МИГ-29 не помогут – это машины для позапрошлой войны.
Могут возразить – дескать, в Великой Отечественной Борис Сафонов сбил на И-16 17 немецких самолетов. А если бы летал на Ла-5, то сбил бы 77 и, наверное, не погиб бы.
Сказка про ракету «Вихрь».
Ну, не будет у нас легких тактических истребителей, зато будут противотанковые управляемые ракеты «Вихрь-1». Недавно Минобороны подписало контракт на закупку этих ракет на сумму в 13 миллиардов рублей.
Ракеты неплохие, летать могут, хоть и не так высоко, как истребители. В данном случае стоит обратить внимание на то, что эти противотанковые комплексы были разработаны еще в 70-е годы прошлого века. И то, что российская армия закупает такую технику, не внушает оптимизма. Конечно, если завтра война, то мы опять всех победим. Ведь и Великую Отечественную начинали с винтовкой Мосина, а закончили все равно в Берлине. Но какой ценой!
Скупой платит дважды – это не про Министерство обороны, которое только что принял Сергей Шойгу, по этой причине проявляющий пока осторожность и не желающий конфликтовать со всемогущим Минфином.
Это про всех нас вместе взятых. Не пожалеть бы нам о том, что десятки миллиардов долларов потрачены на феерические спорт-шоу, на импорт дурацких безделиц типа «Айфонов», а не на укрепление оборонной мощи нашей многострадальной Родины перед лицом наглеющих все больше зарубежных «партнеров».
«Кто имеет медный лоб, тот имеет медный таз!» – издевался хитроумный Ходжа Насреддин над глупыми чиновниками падишаха. Медный таз – это не так уж плохо, в конце-то концов. Сейчас времена на порядок более жестокие, чем в стародавние времена. Не оказаться бы нам из-за нерасторопности, а порой и глупости чиновников, у разбитого корыта! Чтобы этого не случилось, может быть нашему президенту стоит послать в Минфин телеграмму? Текст смотри выше.
Владимир Прохватилов,
президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук