Депутаты предлагают списать регионам долги по бюджетным кредитам

По мнению экспертов, принятие такого закона негативно скажется на бюджетной дисциплине регионов.

577Депутаты Госдумы подготовили законопроект, в соответствии с которым полностью прекращаются финансовые обязательства регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2015 года. По мнению парламентариев, принятие этого закона значительно облегчит финансовое положение регионов в период экономического кризиса. Проект закона подготовили депутаты фракции ЛДПР Антон Ищенко, Иван Сухарев и Сергей Каргинов.

Согласно законопроекту, правительство Российской Федерации в течение года с момента официального опубликования закона должно заключить с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения, предусматривающие прекращение обязательств по бюджетным кредитам вплоть до оговоренной даты. Заключение соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году осуществляется в соответствии со ст. 93.3 («Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам») Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По данным Министерства финансов, объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 декабря 2014 года составил более 2,2 трлн рублей, из них сумма бюджетных кредитов, полученных регионами от федерального центра, составляет около 600 млрд рублей. Например, объем бюджетных кредитов у Республики Татарстан составил свыше 71 млрд рублей, у Республики Башкортостан — 6,1 млрд рублей, у Вологодской области — 12 млрд рублей, у Калининградской области — 9,3 млрд рублей, у Кемеровской области — 18 млрд рублей.

По словам соавтора законопроекта, члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Антона Ищенко, обнуление долгов субъектов Российской Федерации даст достаточно серьезный положительных эффект, поскольку проблема закредитованности очень сильно влияет на возможность заимствования средств на финансовом рынке через выпуск облигаций или привлечение коммерческих кредитов. Таким образом, по мнению депутата, удастся сразу улучшить отчетность субъектов Российской Федерации на треть.

— Те средства, которые сегодня числятся в виде задолженности перед федеральным центром, скорее всего, ни в 2015-м, ни в 2016 году не увеличат доходы бюджета, потому что субъекты имеют жесточайший дефицит своих бюджетов и они просто не в состоянии выплачивать никакие средства. Мы это прекрасно понимаем и считаем, что нет никакой проблемы списать эти суммы долгов, которые сейчас являются практически виртуальными. А накопилось их немало — сумма задолженности пред государством доходит фактически до 600 млрд рублей, — заявил депутат.

Антон Ищенко также отметил, что опасения, связанные с недополучением доходов федеральным бюджетом, представляются безосновательными.

— Разумеется, на это потребуется заключение правительства, но дело в том, что в последнее время Минфин идет на пролонгацию кредитов, выданных регионам, и фактически не рассчитывает на возврат средств, переданных субъектам в качестве кредитов. Поэтому формально выпадающие доходы федерального бюджета могут возникнуть, но реально их не будет. На сегодняшний день общая задолженность субъектов и муниципалитетов более 2,2 трлн рублей, и помочь им как-то нужно, — подчеркнул Антон Ищенко.

Парламентарий добавил, что это необходимая мера как с финансовой, так и с морально-этической стороны.

— Если вспомнить списание долгов нашим иностранным друзьям и партнерам, которые были должны нам миллиарды, и не в рублях, а в долларах, то регионы должны быть роднее правительству, чем те государства. В качестве примера можно привести списание долгов Кубе, Вьетнаму, Киргизии и многим другим иностранным государствам. Я не понимаю, почему в отношении субъектов Российской Федерации не принимаются такие же меры, — сказал депутат.

В 2014 году Кубе списали $31,7 млрд из $35,2 млрд задолженности перед Россией. Ранее был списан долг на сумму $11 млрд Вьетнаму, $12 млрд — Ираку, $4,7 млрд — Алжиру, $11 млрд — Монголии и $11 млрд — Афганистану. На фоне таких геополитических жестов доброй воли ряд экспертов считают, что списать незначительный в сравнении с этими цифрами долг российским регионам было бы разумно.

Председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский («Единая Россия») считает, что инициатива депутатов имеет право на существование, но к каждому отдельному региону надо подходить индивидуально.

— Регионы у нас разные — нужно смотреть, на что брались бюджетные кредиты, как использовались госсредства. Мы понимаем, что могут существовать злоупотребления, но в то же время видим, что отдельным субъектам все-таки помочь нужно. Поэтому я считаю, что идея депутатов отчасти правильная, но нужен индивидуальный подход, — заявил парламентарий.

Представители Минфина не ответили на запрос «Известий».

Губернатор Тамбовской области Олег Бетин считает, что бюджетные кредиты — не самая большая проблема для регионов, в большей степени трудности создают кредиты, взятые под процент у коммерческих структур. Вот тут, по мнению губернатора, и необходимо проводить законодательную работу.

— У субъектов большие долги перед коммерческими банками, и за обслуживание этих долгов нужно платить большие деньги. Учитывая, что деньги в бюджет поступают неравномерно, многим субъектам приходится брать кредиты на сезонные работы, на выполнение социальных обязательств. И многие сейчас уже будут брать по повышенной ставке с учетом ключевой ставки ЦБ у банков. Исходя из этого, более важная и более острая проблема по сравнению с внутрибюджетными отношениями заключается именно в кредитах коммерческих банков. Внутри бюджета правительство может пролонгировать кредиты, и процент за обслуживание таких кредитов небольшой, — подчеркнул губернатор.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что принятие такого закона негативно скажется на бюджетной дисциплине регионов и вызовет понижение рейтингов. По его мнению, такое решение проблем может привести к непростым и тяжелым последствиям.

— Можно себе представить, какое дестимулирующее влияние это окажет на те регионы, которые не злоупотребляли бюджетными кредитами, а оказывается, что можно было брать и потом не отдавать. О какой тогда бюджетной дисциплине можно думать в будущем, если она и сейчас хромает, — убежден эксперт.

Напомним, что в конце января министр финансов Антон Силуанов заявил, что регионам будет выделено порядка 160 млрд рублей на рефинансирование задолженности перед коммерческими банками.

По информации:  izvestia.ru

 

 

Ранее

Путин — про будущее цен на нефть: это станет настоящим шоком

Далее

Дружба с Китаем природе не навредит

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru