Куда дует северный ветер,

или Почему французы украли русские «Мистрали».

 Mistral_003

Северный ветер — мистраль. 26 июня 2014 года со стапелей Балтийского завода была отбуксирована кормовая часть десантно-вертолетного корабля-дока класса «Мистраль». Российское предприятие, таким образом, полностью выполнило свои обязательства перед заказчиком — верфью STX France, — оговоренные контрактом.

— Вызвала настоящий восторг работа французских корабелов, которые срастили российскую корму и носовую часть кораблей «Владивосток» и «Севастополь», изготовленные во Франции, — рассказывает заместитель директора челябинского ЗАО НИИИТ-РК Павел Тёпленький.

— Мы долго выискивали место стыка, шов, но самостоятельно найти не смогли, — продолжает он. — Пока нам специально не показали, ни за что не нашли бы это место.

Конечно, у судостроителей Сен-Назера (французская провинция Нант) есть чему поучиться, но наши и учились. Лишь не так давно российский учебный корабль «Смольный», выполнявший функции общежития, с 400 россиянами, проходившими курсы по обучению управлением вертолетоносцами класса «Мистраль», покинул порт. Кроме моряков на заводе практиковались и многие российские специалисты.

Напомним: в июне 2011 года ФГУП «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство первых двух вертолетоносцев общей стоимостью более 1,1 млрд евро. Но готовились к этому загодя.

Ещё в 2009 году стан «5000» Магнитогорского металлургического комбината начал выдавать корабельный стальной лист, ориентируясь на французские стандарты. Именно из него балтийцы и изготовили кормовые отсеки двух кораблей-гигантов.

Кораблей, которые французская сторона теперь просто бессовестно «зажала».

Первый вертолетоносец типа «Мистраль», получивший название «Владивосток», планировалось передать осенью. Однако власти Франции неоднократно переносили сроки, кивая на украинские события. Париж заявлял даже, что Россия может никогда не получить вертолетоносцы.

А, что такого? Из-за чего вдруг нарушены партнёрские отношения, люди двух стран лишены работы, а бюджеты — доходов? Простая ли политическая щепетильность французов тому виной или дело в чём-то ещё, более серьёзном?

Скажем прямо: «Мистраль» по сути — это плавучая дивизия. Представьте себе: нижняя палуба открывается прямо в море и из огромного чрева материнского корабля выходят десантные катера. Кроме экипажа (почти 200 человек), здесь могут разместиться до 500 пассажиров. Конечно, пассажиры эти — различных воинских специальностей. Но вернёмся, для ясности, к боевому развороту судна. Кроме того: корабль швартуется к пристани. Его двигатели, управляемые джойстиком, позволяют делать любые развороты, любые траектории. Павел Тёпленький утверждает, что в Сен-Назере эта махина из магнитогорского железа подходила к стене пирса и останавливалась на расстоянии… кулака. Представляйте: открывается средняя палуба, из неё выходят танки. 60 танков или 90 десантных машин способны поместиться в просторном, с футбольное поле, внутрикорабельном пространстве.

Приплюсуйте к этому до 30 боевых вертолётов системы «Ка», да стационарное артиллерийское вооружение на верхней палубе. И станет понятно: такое судно, курсируя вдоль любого побережья (будь то Крым или Куба), способно кого угодно «принудить к миру».

Да, страны НАТО понимали, что за корабли это будут. Но почему-то разрешили Франции изготовить их для России…. Впрочем, ясно — почему. А потом — запретили отдавать: во многом, из-за работы челябинских ММК и ЗАО НИИИТ-РК.

Поясню.

Во-первых, при всех своих грозных характеристиках, «Мистрали» имеют один серьёзный минус: большой корабль — большая мишень. Одна хорошая торпеда способна отправить на дно все эти катера-танки-вертолёты.

Во-вторых, первые пресс-релизы о строительстве этих российских военных кораблей говорили, что системы навигации, системы взлёта-посадки там будут стоять французские. Надо понимать, что импортная электроника на военном объекте — явный шпион, а, возможно, и диверсант.

Эти два обстоятельства командование НАТО, надо думать, устраивали.

И вот. «Хитрые русские» заявили, что станут эксплуатировать вооружённые до зубов суда в… условиях вечной мерзлоты, во льдах Арктики, на Кольском полуострове. Короче, потребовали значительного усиления брони корпуса, «чтобы льдами не раздавило». Суровые заокеанские аналитики тогда смекнули: не во льдах тут вовсе дело. Торпедные атаки при такой толщине железа станут бесполезными, а противовоздушное вооружение на верхней палубе закроет от самолётных атак. Поди, возьми такого «ёжика»!

Но ведь и «жучка» своего засадить не получилось! Именно челябинский ЗАО «НИИИТ-Радиотехнические Комплексы» взял на себя обязательства оснастить «Мистрали» проверенными малогабаритными комплексами навигации и посадки летательных аппаратов МНПК-9.

Надо сказать, что южноуральские специалисты, учёные-радиотехники начали это делать ещё в 70-е годы прошлого века. Но если тогда аппаратура занимала 16 шкафов, то теперь — 4, без потери степени надёжности. А для «Мистралей» её ещё дополнительно модернизировали. Именно для этой аппаратуры смонтировали французские судостроители специальный отсек, оснастили его коммуникациями, вентиляцией и т.п. Ставь, втыкай штекер и — пошло.

— Претензий при приёмке помещения для нашего оборудования у нас не возникло, всё сделано качественно, даже — изящно, — комментирует заместитель директора НИИИТ-РК Елена Сальникова. — Простые рабочие и специалисты французской стороны относились к нам очень дружески, по-доброму, им самим не приятна та ситуация, в которую их загоняет Америка. Но, что поделать….

Да, лишились заработка не только нииитовцы, но и сотни людей, работающих на других предприятиях по изготовлению «Призм» в производственной кооперации.

Сегодня Россия ждёт от Франции: либо корабли, либо — деньги. Причём, друзья по военному блоку финансово помогать «лягушатникам» отказались. И теперь страна Наполеона и Парижской Коммуны выглядит не боеспособным партнёром.

А Россия? Россия научилась строить такие корабли сама.

Руководство Балтийского завода уверено, что предприятие самостоятельно справится с задачей. У Магнитки проблем с металлом нет, а технологии мы у французов переняли, оборудование, кстати, тоже. Ведь, напомним, таков и был расчёт, что два вертолётоносца нам делают в Сен-Назере, а два — мы делаем дома.

Неплохие обороты в этом плане набрало, заметим, и Северодвинское предприятие Севмаш. Если помните, американцы хотели втюхать Индии свой старенький авианосец «Китти Хок», французы — свой «Клемансо». А те выбрали и купили вполне добротный российский «Адмирал Горшков». На Севмаше провели его глубокую модернизацию, с участием, заметим, и челябинского ЗАО НИИИТ-РК. И 8 января 2014 года обновлённый авианосец по имени «Викрамадитья» прибыл в Индию, встал на боевое дежурство.

Сегодня интерес в этой сфере вырос и у Китая. Тяжёлые суда становятся модным военным трендом. Так что, корабельный стальной лист и радиотехнические наработки южноуральцев будут востребованы.

Примечательно, что договоры и поставки с ММК на «Мистрали» осуществлял нынешний губернатор Челябинской области, а тогда — генеральный директор Магнитки Борис Дубровский. Избираясь в сентябре 2014 года, он начертал девиз: «Работать и побеждать!». А иначе мы, потомки ариев Аркаима, не умеем. Профессор Геннадий Зданович даже утверждает, что, возможно, легендарный Заратустра, «человек, пришедший с севера», родился именно здесь, в южноуральской Стране городов. Впрочем, это совсем другая тема.

«Да будет труд ваш борьбой и мир ваш — победою!… Так говорил Заратустра».

Владислав ПИСАНОВ

собкор «НВ»

ЧЕЛЯБИНСК

Ранее

Конвульсии «ястребов войны»

Далее

Измена Родины

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru