Директор института истории и государственного управления Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко Илья Галинский прокомментировал 18 марта для ИА REGNUM заявление Петра Порошенко, сделанное по итогам встречи с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом, о том, что Киев и Бухарест договорились «разморозить» молдавско-приднестровский конфликт и координировать свои действия с тем, чтобы добиться «реинтеграции» Приднестровья в состав Молдавии.
Если Петр Порошенко хотел взбудоражить общественное мнение, то это ему, безусловно, удалось. Сразу же после его «приднестровского» оглушительного высказывания о «разморозке» молдавско-приднестровского конфликта в различных средствах массовой информации появились десятки комментариев, указывающих на его откровенную смысловую нагрузку: «Порошенко собирается развязать войну в Приднестровье», «Украина и Румыния хотят силой вернуть Приднестровье в Молдавию», «Порошенко готов развязать войну в Приднестровье», «Президенты Украины и Румынии договорились развязать в Молдавии войну» и др. В любом случае глава государства, которое является гарантом и посредником молдавско-приднестровского урегулирования, такие высказывания не должен себе позволять. В переводе с дипломатического языка разморозка молдавско-приднестровского конфликта однозначно воспринимается как «ВОЙНА».
Размышляя над причинами и содержанием этого высказывания, хотелось бы обратить внимание на ряд моментов.
Во-первых — демонстративно-вызывающий характер заявления Петра Порошенко, его подчеркнутое смысловое содержание. Он не просто вместе с президентом Румынии обсудил этот вопрос в ряду других, он публично выделил его как главный и обратил на это внимание всего мира. С какой целью Петр Порошенко это сделал, можно только гадать. С одной стороны, это может быть попыткой шантажа, политического троллинга руководства России, попыткой поторговаться в контексте событий на Востоке Украины. А с другой стороны, это вполне может быть «домашняя американская заготовка» двух президентов, направленная на завоевание Приднестровья и выдавливание России из этого важного региона.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что в этом заявлении фигурирует Румыния, которая не является участником переговорного процесса в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим.ИА REGNUM). Причем с самого начала своего избрания президентом Клаус Йоханнис всячески подчеркивал свою незаинтересованность в решении проблем Республики Молдова по примеру своего предшественника Бэсеску. А это значит, что в последнее время были внесены определенные коррективы в политическую стратегию румынского президента. Не исключено, что — по настоянию его американских кураторов. Ведь Румыния сегодня находится в авангарде натовских планов по демонстрации силы и изоляции России.
В-третьих, этот демарш делается в условиях неурегулированного конфликта на Востоке Украины, в тот момент, когда решается вопрос статуса Донбасса, когда вырабатываются очень серьезные согласительные официальные документы. Возможно, что Петр Порошенко своим заявлением показывает — он сторонник силового решения «приднестровской проблемы» и, рано или поздно, то же самое он собирается осуществить на Донбассе (Очевидно, что Петр Порошенко руководствуется тем, что Донецкая и Луганская народные республики — это «Восток Украины», а Приднестровская Молдавская Республика — это «Восток Молдавии». Этим же руководствуются и Бухарест, и Кишинев, и все прочие гаранты, посредники и наблюдатели в формате «5+2», включая власти РФ — прим. ИА REGNUM).
В-четвертых, свои слова Порошенко произносит в то время, как новый премьер Республики Молдова начинает свой переговорный марафон, первые шаги в молдавско-приднестровском урегулировании, делая акцент на согласование позиций сторон. Тем самым он вторгается в эту переговорную сферу, навязывая силовой метод решения проблемы.
Наконец, хотя это заявление сделал украинский президент, по сути, на самом деле — это заявление двух глав государств, которые скоординировали свои стратегии и тактики в отношении Приднестровья. Украина уже давно фактически участвует совместно с Республикой Молдова в экономической блокаде Приднестровья, в последнее время перебрасывает на приднестровскую границу боеспособные части, строит заградительные сооружения. Нельзя исключить того, что в ближайшее время мы станем свидетелями полной экономической блокады Приднестровья и запрета для жителей региона на въезд на территорию Украины. Что касается роли Румынии в этой координации, все мы еще помним военную помощь, которую она оказывала Республике Молдова во время молдавской агрессии 1992 года, в том числе военными волонтерами. Что-нибудь подобное вполне может повториться вновь.
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что какие бы подлинные цели ни скрывались за этим заявлением, в любом случае воинствующим президентам придется иметь дело с Россией, ее воинскими подразделениями, находящимися в Приднестровье. События 2008 года в Южной Осетии (а также события 2014 года в Крыму, годовщину которых сейчас празднует вся Россия, несмотря на то, что весь остальной мир, включая самых ближайших «партнеров», считает русский Крым «Украиной» — прим. ИА REGNUM) показали, что Россия своих не бросает, что она готова дать отпор любому агрессору. В сложившейся международной ситуации России сдавать свои геополитические позиции в Приднестровье никак нельзя. По факту Россия остается единственным настоящим гарантом существования Приднестровья. И, судя по последним решительным действиям, эту роль она отнюдь не собирается уступать никому.
По информации: www.regnum.ru