Российский кризис – вовсе не из-за санкций
В феврале и марте рубль укреплялся. Оптимизм экономических властей тоже усиливался. Они в очередной раз уверяли, что время падения национальной валюты прошло, что у кабинета Дмитрия Медведева есть антикризисный план и пессимистам стоило бы успокоиться. Вместе с тем ЕС отказался вводить новые санкции против России, а аналитики ряда компаний пообещали дальнейшее укрепление рубля. ЦБ не жалел валютных резервов на это. Кризис, казалось, утихал.
Такое впечатление создавали пресса, чиновники и некоторые аналитики.
В реальной же экономике продолжалось развитие «второго кризиса».
На него не оказал заметного влияния ни оптимизм по поводу ожидаемого роста цен (не состоявшегося по причине общей слабости периферийных экономик, включая БРИКС), ни уменьшившийся гнев ЕС на Москву. Санкции в начале марта ввели против России лишь США. Однако ущерб для экономики от всей суммы санкций не очевиден. Даже отключение российских компаний от западных кредитов работает лишь постольку, поскольку ЦБ парализовано внутреннее кредитование.
Кризис развивается в российской экономике вовсе не из-за санкций, хотя они (включая понижение рейтингов) усиливают падение в моменты быстрого развития кризиса. В январе, феврале и марте же была тишина. Мировые цены на нефть не выросли, но и не обвалились. Зато государство дало важный сигнал бизнесу. Оно решило уволить 10% федеральных чиновников. Правда, предприятия не дождались команды и развернули компанию увольнений по всей стране. Одновременно продолжился вывоз капитала, поскольку перспективы российского рынка очевидны.
В 2010-2012 годах рост отечественной экономики был связан с жильем, его продажами и кредитованием покупателей. И здесь месяцы тишины не изменили положения. Рынок провалился дальше. Спрос продолжает снижаться, хотя на волне повышения мировых цен на нефть до 60 долларов за баррель возникло ожидание нового оживления, которое, однако, ничем не закончилось. При этом новая волна ослабления рубля, скорее всего, не вызовет роста продаж жилья.
Зато инвесторы уже начали продавать квартиры по ценам ниже, чем у застройщиков. Давит на последних и дешевеющая аренда в Москве, Подмосковье и крупных городах. В целом же – исходя из состояния рынка – все более очевидно, что недвижимость переоценена в рублях. Снижение рублевых цен становится необходимым условием продажи. Падение продаж жилья ударило по производству, и это еще будет сказываться на экономике весной и летом.
Девелоперы оказались не подготовленными к кризису на рынке.
До этого они два года старательно игнорировали все предупреждения и рекомендации. Теперь они вынуждены замораживать проекты, что успешно стартовали еще в августе-сентябре. Непостроенное жилье покупатели брать справедливо опасаются, а там, где на застройщиках еще висят дорогие кредиты, они вовсе зажаты обстоятельствами. Остановленные стройки становятся нормой отрасли, а это означает сокращенные заказы для производителей стройматериалов. Следом будут все те же увольнения.
Правительство осмелилось субсидировать валютную ипотеку. Решено было не ущемлять банки и не облегчать жизнь рублевых должников. На этом фоне множество покупателей строящегося жилья оказываются в положении людей, чьи деньги ушли без результата. К началу 2016 года картина может оказаться драматичной. Но еще раньше, в мае, будут видны результаты антикризисной стратегии Дмитрия Медведева. Она проваливается, если оценивать результат по реальной экономике.
Падение уровня жизни в России будет давить на рынок недвижимости все сильнее. А ведь строительный сектор и спрос на жилье – это основа второй волны в отечественной экономике, главный внутренний фактор кризиса. Но признать это значит признать тупик политического курса. Он же должен быть, по мнению правящего класса, продолжен. Ради этого ведутся переговоры с Западом. Власти хотят покончить с «войной санкций» и дождаться высоких мировых цен на сырье. Они верят, что события 2009-2011 годов повторятся. Верят, хотя нежелание нефти повышаться в цене сразу после обвала их уже смущает.
Национальная экономика оставлена, в сущности, на произвол судьбы.
Ею заниматься не собираются. Поговорив о помощи малому и среднему предпринимательству, чиновники оставили рынок без стимулов. Только банки и крупнейшие фирмы могут рассчитывать на помощь государства.
По разным оценкам, от 25 до 40% малых предприятий занимаются у нас продажей фабричной продукции. В условиях кризиса им будет крайне трудно конкурировать с большим и средним бизнесом. В этой сфере уже заметны значительные потери, они еще более возрастут. Малый бизнес, не создающий уникальных товаров (пусть это даже особая пицца) и услуг, будет массово разоряться. Покупатель выбирает экономию, а мелкая торговля предлагает зачастую более дорогие товары. Множество людей, занятых в мелкой торговле, пополнит армию безработных. Причем власти не собираются вводить реальные и доступные пособия.
Рост экономики мог бы создать множество рабочих мест. Но кто создаст рост экономики? Может быть, чудо на мировом рынке? Увы, взяться ему неоткуда: проседает множество рынков – вторая волна. Потому месяцы обманчивой тишины должны будут перейти в недели, а затем в дни. Когда это случится, покажет рубль. Он снова упадет. И это будет падение под влиянием невидимой работы, что проделал кризис в нашей несчастной экономике как раз во время своей тихой фазы.
Тишина обманчива. Вспомним ее в 2014 году, после паники начала года и пугающего обвала рубля. Летом возникло много проблем у туристической отрасли, но министры-экономисты были бодры. Россия не ожидала более серьезных ударов кризиса, а они последовали. Они последуют и после нынешней странной паузы, не отменяющей развитие кризиса в реальной экономике. Только когда порвется покров мнимой во многом тишины, вопрос открытый. Это может случиться в мае-июне, а может позднее. ЦБ не жалеет денег на поддержание курса рубля. Нужно это не только для того, чтобы россияне пережили весну с «низкими ценами», но, может быть, и для того, чтобы в Кремле произошла рокировка.
Антикризисный план российских элит сводится к замирению с Западом.
Для этого нужно убрать главную фигуру во власти и поставить (избрать с помощью избирателей) новую. Для этого же нужны месяцы тишины. И если все именно так, то ЦБ заплатит за нее чрезвычайно щедро. Со стороны нефтяного рынка угроза пока не видна. Пока «черное золото» в зоне колебаний 45-65 долларов за баррель. Решающим может оказаться падение КНР, тогда будет дно по нефти и по рублю. Какое? Боюсь даже гадать, это может быть больше чем 150 рублей за доллар, но наша экономика к тому времени будет уже лежать наподобие украинской.
И если рокировка в Кремле пройдет успешно, чему помешать может только народ, что маловероятно, страна может пожить в тиши даже полгода. Может. Но срок не обязателен, и неожиданности с мирового рынка могут помешать. В любом случае рано или поздно тишина нарушится всеобщим изумлением: «Он падает!» У России, что нельзя исключать, если сделка наших элит с Западом состоится, к тому времени может оказаться уже другой президент. Доллар же все одно подорожает до 90 рублей, а может быть, больше.
Тишина кончится. Начнется новая, роднящая нас с Украиной, эпоха.
Василий Колташов
Фото: krizis-2015.ru
По информации: РАБКОР