Сергей Комков – о событиях в Чехии.
Истина о том, что время рано или поздно все обязательно расставит по своим местам, известна всем. Похоже только, что об этом забыли некоторые чешские и российские церковные иерархи.
12 апреля 2015 года в день Великого праздника Святой Пасхи исполнится ровно три года с момента добровольной отставки предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополита Христофора. Отставка эта была связана с чередой скандалов, специально инициированных группой заговорщиков, возжелавших захватить в ПЦЧзС власть и деньги. Полная абсурдность обвинений, выдвинутых против владыки Христофора, уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Тем не менее, ни у одного православного иерарха до сих пор не возникло чувство личной вины и чувства личной ответственности за клевету, возведенную на благочестивого предстоятеля.
В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: почему? Ибо, это полностью противоречит моральным устоям православного христианства. И отсюда напрашивается весьма опасный вывод: люди, совершившие данное моральное преступление против владыки Христофора вообще не могут считаться православными гражданами. Но, ведь, под данную категорию фактически попадают все нынешние руководители ПЦЧзС и представители Отдела Внешних церковных связей РПЦ МП. И особенно – его главный представитель в Чехии протоиерей Николай Лищенюк.
Давайте немного вспомним историю всего произошедшего.
В основе всех обвинений против владыки Христофора было заявление некой Ксении Рапцуновой, являвшейся по стечению обстоятельств женой (теперь уже бывшей) священника Эрнеста Рапцуна. Которого на протяжении долгого времени прикармливал и приваживал к себе карловарский настоятель Подворья РПЦ протоиерей Николай Лищенюк. Причем отец Эрнест был не просто частым гостем русского православного подворья в Карловых Варах. Он постоянно служил (а после службы – обильно бражничал, как рассказала мне позже его бывшая супруга Ксения) вместе с отцом Николаем. И активно обсуждал вопросы, связанные с судьбой Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Хотя, это и было ему не по чину. Но, кто же у нас соблюдает какие-то условности, если речь идет о значительной власти и больших деньгах?
К чему я это все сейчас так подробно вспоминаю, читатель скоро поймет. Дело в том, что сразу после отставки владыки Христофора в чешской православной церкви начался активный дележ власти и денег. Первым денежным траншем от правительства Чехии в рамках церковной реституции завладел некий «архимандрит» Марек Крупица. Министерство культуры и прокуратура Чехии по данному поводу до сих пор ведет проверку. Ибо, деньги, предназначенные на восстановление церкви, каким-то чудным образом оказались потрачены на личные нужды некоторых вновь «избранных» церковных иерархов. Участвовал ли в этом «дележе» отец Николай Лищенюк, сказать трудно. Но, учитывая хваткость и деловитость этого «духовного наставника», можно сделать выводы о том, что сия чаша не минула и его.
О том, что к событиям в Православной Церкви Чешских земель и Словакии имели отношения руководители Отдела Внешних Церковных связей РПЦ МП, знает сегодня весь православный мир. В связи с чем возникает опять-таки вполне правомерный вопрос: а зачем? Какие такие высокие цели ставили перед собой московские церковные иерархи, устраивая настоящий хаос в братской нам автокефальной поместной православной церкви? Может быть, речь шла об укреплении возможностей влияния на ситуацию в ПЦЧзС со стороны Московского патриархата? Или об укреплении связей исконно дружественных православных народов: чехов, словаков, русских, украинцев?
События последних дней позволяют мне во всем этом усомниться.
В 20-е годы прошлого столетия на средства русских жертвователей и прихожан на мемориальном кладбище в Ольшанах в Праге был построен Успенский Храм. И долгие годы службу в нем вели русские православные батюшки. Тем более что само Ольшанское кладбище, на котором располагается Успенский Храм, – это место захоронения русских эмигрантов. Здесь свою величайшую духовную миссию на протяжении почти целого века с честью несли настоящие русские священники. Некоторые из них восстанавливали и благоустраивали храм на свои собственные средства. Как это было, например, с протоиереем Игорем Ефремушкиным, вложившем в сей чудесный храм всю свою душу.
Но в один прекрасный момент новоявленные «духовные руководители» ПЦЧзС указали отцу Игорю рукой на дверь и запретили служение в этом храме. Чуть раньше аналогичная ситуация произошла с другим русским православным священником – Владимиром Долгушиным.
Кто же все это сотворил с русским православным храмом и с русскими православными священниками? Может быть, какие-то сторонние силы, враждебные РПЦ и Московскому патриархату? Ан, нет. Сделал это все лучший друг представителя РПЦ МП в Карловых Варах отца Николая Лищенюка – некий «архимандрит Доротей». Но, если приглядеться повнимательнее, можно разглядеть в этом самом Доротее все того же Эрнеста Рапцуна.
После развода со своей матушкой Ксенией (напоминаю еще раз: написавшей то самое пасквильное заявление на владыку Христофора) отец Эрнест Рапцун в экстренном порядке был пострижен в монахи с именем Доротея и назначен настоятелем того самого Успенского храма в Ольшанах.
И он очень быстро смекнул, что может весьма успешно поправить свое материальное положение. Поскольку, в храм этот (особенно в праздничные и выходные дни) прибывают сотни русских паломников из России и других стран Европы. И наш новоявленный «архимандрит» стал теперь единственным и полноправным хозяином храмовой кассы. Чего, видимо, и добивался все эти прошедшие в смуте месяцы. Как говорится, получил ясак на кормление за счет русских православных граждан.
Думаю, что не остался без своих личных интересов и наш, так называемый, настоятель подворья РПЦ в Карловых Варах отец Николай Лищенюк. Получил свои «тридцать сребреников». За предательство Русской Православной Церкви и ее прихожан. Которым теперь раз и навсегда закрыт путь в русский православный храм на Ольшанском кладбище в Праге.
Сделает ли из всего этого должные выводы руководство Отдела Внешних Церковных связей РПЦ МП, не знаю. Слишком уж упорно и целенаправленно они работали на разрушение изнутри братской нам поместной чешской православной церкви. И, в конечном итоге, привели к власти в ней не просто непорядочных, но открыто враждебных России клириков.
Чего стоит хотя бы фигура некоего Василия Бучука, возведенного в церковный сан протоиерея в 2014 году одним из организаторов заговора в чешской православной церкви, так называемым, «епископом» Иоакимом? Этот ярко выраженный украинский националист даже не скрывает своей принадлежности к фашистскому «Правому сектору» на Украине. И многие прихожане уже неоднократно замечали, как этот «протоиерей» во время богослужения постоянно подскакивает. И даже опасались, что вот-вот этот, с позволения сказать, «батюшка» запоет не «Отче наш», а вдруг заверещит: «Кто не скачет, тот москаль!»
Теперь Василий Бучук служит в Успенском храме в Ольшанах вместо русских православных священников. И пытается осуществлять «духовное окормление» русских православных людей
В связи с этим, очень хочется посмотреть в очи карловарского «батюшки» Николая Лищенюка и задать ему всего лишь один вопрос: «А не слишком ли велика цена твоего предательства?!»
Сергей Комков – директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях (Чехия), доктор философских наук, профессор, писатель