Окончательный проект строительства моста через Керченской пролив удивил местных экологов. Они в недоумении, почему вместо более очевидного варианта с 5-6-километровым строительством с кубанской косы Чушка российское правительство сделало выбор в пользу 19-километрового перехода, возведение которого начнется с косы Тузла – что заметно дороже, технически сложнее и грозит новой бедой местной экосистеме. Об этом говорится всообщении “ЭкоВахты по Северному Кавказу”. По мнению экологов, за выбранным вариантом стоят коррупционные интересы.
– Росавтодор объяснил, почему нужно строить от Тузлы
– Средства на Керченский мост помогут Аркадию Ротенбергу поправить дела в “Мособлбанке”
О том, что возведение моста через Керченский пролив начнется в створе косы Тузла, в начале апреля сообщил на своем сайте Минтранспорта, а “Российская газета” опубликовала схемы и эскизы предполагаемого “транспортного перехода”, которые разработал Росавтодор. “Переход” представляет собой эстакаду на массированных бетонных сваях, на которой предполагается построить четырехполосную автодорогу и двухпутную электрифицированную железную дорогу. Комплекс будет включать в себя два мостовых сооружения: мост через судоходный канал Керченского пролива и мост между оконечностью косы Тузла и одноименным островом.
Одним словом, отмечают экологи, речь идет “об исключительно сложном инженерном сооружении, которое предполагается построить в кратчайшие сроки в сложнейших природных условиях, сопоставимых со строительством пресловутого моста на остров Русский в Японском море – еще одного “аврального” объекта, возведение которого обошлось стране в баснословные деньги”.
“То, что Минтранс России остановил выбор на “тузлинском” направлении, в то время как строить мост намного дешевле и проще с косы Чушка (куда уже проложены и автомобильная, и железная дорога и которую с крымским берегом разделяет всего лишь 5-6 км водной глади), вызывает лишь недоумение. К косе же Тузла потребуется подводить железную дорогу, высоковольтную ЛЭП и многое другое, что обойдется едва ли не дороже, чем сам мост”, – пишет “ЭкоВахта”.
“Мигрирующая” Тузлинская коса – пристанище пернатых и дельфинов
Организация также указывает, что строительство моста в “створе косы Тузла” – самое неприемлемое с экологической точки зрения проектное решение. Тузлинская коса – узкая перемычка, сложенная песчаными и ракушечниковыми наносами, ограждающая Таманский залив от черноморской горловины Керченского пролива.
При этом “тело” самой косы исключительно подвижно, под воздействием течений и преобладающих ветров коса может “мигрировать” в ту или иную сторону, фрагментироваться или, наоборот, прирастать. “Только в таком – “живом” и динамичном – виде коса способна играть роль естественного защитного буфера для Таманского и Динского заливов и их берегов – в этой полузакрытой мелководной акватории сложилась уникальная водно-болотная экосистема, для охраны которой в 1967 году был создан Тамано-Запорожский заказник”, – пишут экологи.
Таманский и Динской заливы – важнейший транзитный пункт для множества видов мигрирующих пернатых, здесь же – места зимовок водоплавающих птиц, а также места обитания черноморской афалины – подвида, занесенного в Красные книги Российской Федерации и Краснодарского края.
Потерянная и снова найденная “приоритетность” порта “Тамань”
В “ЭкоВахте” подозревают, что выбор чиновниками “тузлинского” варианта объясняется вовсе не обеспечением Крыма транспортным сообщением, а лоббированием развития порта “Тамань” на юго-западной оконечности Таманского полуострова.
Интересно, что год назад премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что порт “Тамань” “потерял свою приоритетность после присоединения Крыма”. “Будут деньги – лет через десять можно к этому проекту вернуться, но, в принципе, сейчас в этом нет никакого экономического резона”, – сказал тогда Медведев.
Однако, по данным “ЭкоВахты”, портовые лоббисты, среди которых особое место занимает глава ОАО “РЖД” Владимир Якунин, сумели заручиться поддержкой Владимира Путина. Хотя еще в ноябре 2014 года Путин сомневался в целесообразности порта Тамань, к концу 2014 года, пишут экологи, “просьба” вылилась в концепцию Минтранса по строительству транспортных подходов к Керченскому мосту уже в увязке с развитием железнодорожной инфраструктуры порта “Тамань”. В марте стало известно, что Минтранс вписал в проект порта “Тамань” строительство транспортных подходов к Керченскому мосту.
“В связи с чем единственно приемлемым маршрутом моста в Крым стало “тузлинское” направление, несмотря на то, что при таком варианте длина самого транспортного перехода через Керченский пролив увеличивается вчетверо по сравнению с “чушкинским” вариантом. Иными словами, всем жителям России придется из своего кармана раскошелиться за многократное искусственное удорожание проекта моста в Крым”, – резюмирует “ЭкоВахта”.
Напомним, открытие автомобильного движения по Керченскому мосту в рабочем режиме и начало временной эксплуатации железнодорожной линии планируется на декабрь 2018 года, а ввод объекта в эксплуатацию и завершение госконтракта намечены на 30 июня 2019 года. Единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив стала компания “Стройгазмонтаж”, принадлежащая бизнесмену Аркадию Ротенбергу. Осуществлять закупку работ общей стоимостью 228,3 миллиарда рублей будет подведомственное учреждение Росавтодора ФКУ “Упрдор “Тамань”.
Добавим также, что еще осенью всерьез рассматривался альтернативный мосту вариант – подводный тоннель под Керченским проливом. У этого проекта тоже были свои лоббисты.
Росавтодор объяснил, почему нужно строить от Тузлы: дело не в коррупции
Разработчик 19-километрового проекта, Федеральное дорожного агентство РФ, с критикой экологов не согласно, опровергая тезис о “коррупционной подоплеке” выбора Тузлинской косы.
Как поясняется в поступившем сегодня в редакцию NEWSru.com сообщении Росавтодора, “самый короткий маршрут, пролегающий от косы Чушка (Таманский полуостров) до поселка Жуковка недалеко от Керчи, специалисты отвергли, так как на период проведения работ придется полностью прекратить действующую паромную переправу, которая на сегодняшний день из-за повышенного спроса работает в режиме перегрузки”.
Кроме того, добавляют в Росавтодоре, коса Чушка периодически подвергается затоплению и является местом большого сосредоточения археологических памятников периода древнегреческой колонизации.
Агентство также поясняет, почему был отвергнут вариант с подводным тоннелем – тоннели не рекомендуется прокладывать на такой глубине в зоне тектонического разлома.
“Таким образом, по результатам технико-экономического сравнения определен вариант, который предусматривает строительство транспортного перехода в створе косы Тузла, включающего совмещенный мост для автомобильного и железнодорожного сообщения протяженностью 6 км, а также сооружение насыпной дамбы длиной 12,9 км со стороны Таманского полуострова. Общая протяженность объекта составит 19 км”, – сообщают в Росавтодоре.
Там также отвергают обвинения в том, что к разработке проекта не допущены экологические экспертные группы. В частности, указывают в агентстве, для обеспечения экологической безопасности в зоне строительства Керченского моста была создана специальная экспертная группа при Минприроды.
Добавим, что участники группы “ЭкоВахты” в соцсети “ВКонтакте” указывают, что возле Тузлы грунт на дне твердый и позволяет тяжелые нагрузки, в порту же “Кавказ” (коса Чушка) “сверху небольшой слой твердого грунта, а ниже типа грязи, где например сваи просто провалятся”.
По информации: NEWSru.Com