Свободу Евразии!

Настает время великих потрясений и перемен

9516122011-revo2

Большинство политиков — левых и правых — уверены, мир после кризиса останется прежним. Даже певцы российского консерватизма, обещающие нам крах Америки и обесценивание «зеленых фантиков», на самом деле никаких перемен не хотят. Как максимум, они мечтают о том, чтобы Соединенные Штаты рухнули, а в России всё осталось по-старому. Но так не бывает.

Для Евразии настает эпоха великих перемен: восстаний, преодоления раздробленности и искоренения неолиберализма.

Будущее определят не элиты, но народы. Только сообща они смогут сбросить угнетение, завоевать политические свободы, побороть экономический кризис и построить новое общество. В Европейском Союзе, на Украине и в России – всюду стоят одни и те же задачи.

Еще недавно партия греческих «радикальных левых» СИРИЗА обещала избирателям надежду точно так, как прежде обещали ее французские социалисты. Ныне обещает ее и левая партия «Подемос» в Испании, готовящаяся прийти к власти на волне общественного недовольства. Но никто из европейских левых не может предложить комплексную программу социально-экономических преобразований, позволяющих покончить с «жесткой экономией», никто не имеет ясного и выполнимого антикризисного плана. В лучшем случае нам предлагают единовременные меры, направленные на отмену наиболее разрушительных решений. А политические силы, претендующие на роль «более радикальных» – троцкисты, традиционные коммунисты и анархисты осторожно обходят вопрос о власти. Они критикуют капитализм и порочную систему ЕС. Однако за призывами ее слома не видно стратегии выхода из экономического кризиса и планов национального развития.

Пустой максимализм подобной левой фразы вредит трудящимся не меньше, чем конформизм прорвавшихся к власти «радикалов» и «социалистов». Бессилие левых и стоящих за ними народных масс, не знающих, как вырваться из замкнутого круга проблем, укрепляет позиции неолиберальной реакции. Семь лет экономического кризиса и депрессии лишь ужесточили политику неолиберализма. Народное сопротивление теряет энергию. Дух людей падает. Волны демонстраций и забастовок не приводят к успеху, оставаясь оружием обороны, тогда как нужна борьба за стратегическую инициативу. Куда наступать, люди не знают и выхода не видят.

Между тем выход для европейских народов есть, и его нужно знать. Они должны выйти за узкие границы стран и трансформировать континентальное пространство так же, как это прежде делали неолиберальные политики и стоявший за ними финансовый капитал.

Неолиберальный порядок в Европе мало сломать, на его месте должна возникнуть работающая экономика нового типа и масштаба.

Но и слом должен быть частью созидательной работы. Между тем, пока радикальные левые тонут в абстракциях, умеренные оказываются настолько реалистичны, что неспособны воевать против системы, даже реформировать её. В странах бывшего СССР положение печально по-своему: массовых левых сил нет, а масса левых – сектанты со всеми пороками своих западных коллег, но без их политической культуры и организационных навыков.

Однако беда не в том, что у современных левых нет на данный момент выполнимого антикризисного плана, нет революционной политической стратегии, а значит – в случае бывших республик СССР – массовой опоры. Все это может появиться. Нужно лишь расширить восприятие истории, иначе взглянуть на положение государств и народов. Неолиберальный порядок не вечен. Он переживает кризис смертельный, и потому столь затяжной и острый. Старая система не может справиться с нарастающими проблемами, а значит должна быть заменена.

Европа и, шире, Евразия разделена на множество государств. Единое географическое пространство рассечено границами. Над ними высятся бастионы реальной власти – это Брюссель с его бюрократией, это всепроникающие международные неолиберальные институты (МВФ, ВБ, ВТО), а также США со своей агрессивной дипломатией и НАТО. Нации и государства, некогда эти структуры образовавшие, мало что в этой системе значат. Они подчинены внешнему контролю, который подкреплен финансовыми интересами господствующего класса. Подчинена и Россия.

Потому нереален сейчас ни «социализм в отдельно взятой стране», ни даже всего лишь «шведский» – идея левой оппозиции, ни национальное возрождение – мечта правых сил, чуждых гегемонии США.

Оппозиция неолиберальному порядку на уровне отдельных государств бессильна, цинична и склонна к предательству. Все оказывающиеся у власти понимают: мировой рынок останется под контролем корпораций, а государства-бунтовщики будут изолированы и сломлены. Так уже было на заре неолиберального перестроения мира в 1980-1990-е годы. Тогда «прогрессивные режимы» вынуждены были частично или полностью подчиниться стандартам «Вашингтонского консенсуса».

Ныне даже прагматизм левых в Европе выдает их слабость. Списание кабальных национальных долгов, национализация банков и важнейших отраслей, широкое государственное инвестирование и контроль над движением капитала, а также прогрессивная система налогообложения – все эти правильные требования невозможно реализовать в отдельно взятой небольшой стране. Выход из ЕС, НАТО и ВТО также не дает решения. Для успешного воплощения плана развития экономики и возрождения социального государства в Европе и в Евразии нужно создание огромного защищенного, а не открытого рынка с общими правилами, а в перспективе — широкий союз народов и, возможно, общее (конфедеративное?) государство.

Несмелое стремление России создать Евразийский таможенный, а затем экономический союз (ЕАЭС) вызвало естественное возмущение США и ЕС.

Они увидели угрозу своим интересам, а главное – риск крушения подконтрольной им неолиберальной системы в Европе и распад ЕС. Они знали раньше и особенно видят теперь, что поражение возможно. Со своей стороны, вынужденно вступив с ними в борьбу, бюрократия и капитал России к 2015 году отступили и стали искать способы почетной капитуляции. Беда лишь в том, что почетной капитуляции им, скорее всего, не добиться. От них будут требовать безоговорочного отказа от суверенитета.

С развитием кризиса в России обозначился кризис ЕАЭС, построенного на доступе партнеров Москвы к ее обширному рынку. Крушение надежд российского капитала было заранее предопределено его курсом на вступление в ВТО и приверженностью неолиберальной доктрине.

Вторая волна кризиса уже нанесла удар по национальным валютам всех постсоветских государств. Все более очевидна нежизнеспособность как бы независимых стран, в реальности подконтрольных международным корпорациям и неолиберальным институтам. Рынки стран оказались слишком слабыми, а зависимость от внешней торговли и иностранных кредитов чрезмерной. Экономический кризис в этих государствах спровоцировал кризис политический.

В России немало людей обманывается, полагая: замирение с Западом и устранение Путина от власти вернет экономику к процветанию.

В Москве и ряде крупных городов «креативный класс» видит в кризисе евразийского проекта Кремля естественное увядание утопии. Но именно ожидаемая и, скорее всего, неизбежная победа Запада над российской элитой станет началом нового этапа кризиса, по сравнению с которым все неприятности последних лет покажутся совершенной мелочью вроде замены польского пармезана его белорусским аналогом.

Россия идет по пути кризиса вслед за Украиной. И чем больше она будет приносить жертв Западу, тем более обречена сваливаться обратно в депрессию и нищету, из которой мы выбрались в начале 2000-х годов. Ни Евросоюзу, ни Соединенным Штатам не нужна сильная демократическая Россия, им нужны наши ресурсы и рынок, гарантировать доступ к которым в рамках сегодняшней неолиберальной модели может лишь авторитарно-колониальный режим. Любое другое решение неприемлемо и для отечественных либералов. И не в том дело, что они презирают и ненавидят собственный народ, который именуют «окружающей средой», «протоплазмой», «биомассой» или, в лучшем случае, «ватниками», а в том, что подобное отношение к основной массе соотечественников логически вытекает из их собственной экономической программы, ориентированной на выполнение задач, сформулированных переживающим кризис финансовым западным капиталом. Для того, чтобы выйти из этого кризиса ничего не меняя, нужны в огромном количестве дешевые, фактически бесплатные, ресурсы. Этими ресурсами будет не только наша нефть и газ. Ими станем мы сами.

Соединенные Штаты разработали собственный большой план для стран Евросоюза и бывших республик СССР. Они должны стать полностью подконтрольными рынками, опорой для нового индустриального подъема в Америке. Новые неолиберальные реформы должны стереть в пыль остатки социальных и трудовых прав. Народы Евразии должны платить и подчиняться, как платит и подчиняется Украина, нагло обманутая – не получившая ни демократии, ни процветания.

США усилили контроль над Европой после холодной войны.

Ныне они, опираясь на ЕС, МВФ и ВТО, стремятся вернуть Россию в 1990-е годы. Неслучайно в последнее время мы видим целый поток текстов либеральных интеллектуалов, представляющих то десятилетие как «золотой век» или как «упущенную возможность». И руководство нашей страны вряд ли готово серьезно сопротивляться подобному сценарию. Однако это не конец, а только начало борьбы. Вести ее будут широкие слои общества, другого выбора у которых нет. И чем быстрее сложит оружие элита, тем быстрее увидим мы пробуждение общества, даже если произойдет это не в самых приятных и цивилизованных формах. Если дворцовый переворот в России заменит центристсткую коалицию под председательством Путина открытой диктатурой либералов, это лишь подтолкнет выход на политическую сцену новых сил. Народ отчетливо увидит врага и поведет борьбу на его полное уничтожение. Так будет не только у нас. Так будет в Западной Европе и на Балканах.

Перемены не могут завершиться успехом, пока не примут международного масштаба — так же как это было во времена Великой французской революции или после Второй мировой войны. Но кто-то непременно должен начать, где-то должна произойти решающая битва. И очень похоже, что произойдет она именно в России. Вернее, на пространстве бывшего Советского Союза.

В постсоветских странах сильны идеалы социальной справедливости, но за два с половиной десятилетия это никак не способствовало возникновению и росту массовых левых организаций. Отсюда уверенность элит в безнаказанности и вечном терпении масс. Отсюда презрение либералов к «ватникам», отсюда уверенность в «генетическом рабстве». Однако именно такой взгляд на вещи заставляет их совершать действия, которые рано или поздно приведут к обратному эффекту. Ответом на либеральный переворот логически станет восстание «ватников».

Назрела новая глобальная трансформация, которая развернется прежде всего на пространстве Евразии. И на сей раз — в отличие от 1990-х годов, это будет дело народов, а не капитала. И лишь народы могут довести его до конца, создав не второй Евросоюз на месте прежнего или рядом с ним (мечта Путина, Лукашенко и Назарбаева), а мощный хозяйственный и политический союз нового типа. Его столпами должны быть: демократия и социальное государство, протекционизм, регулирование экономики и контроль общества над капиталом. Впереди восстание народов Евразии.

Фото: kv.dn.ua

По информации: РАБКОР

Ранее

Почему Путин пожалел Украину?

Далее

Родственники отшельницы Агафьи Лыковой просят отменить туристический маршрут к ее заимке

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru