Как стало известно “Ъ”, в рамках уголовного дела о госизмене, фигурантом которого является радиоинженер Геннадий Кравцов, назначена экспертиза на наличие в разглашенных обвиняемым данных секретности. Господин Кравцов, который ранее служил в структурах Главного разведывательного управления (ГРУ), в поисках работы направил резюме с послужным списком в одну из шведских компаний, после чего и был арестован. Защита надеется, что результаты экспертизы могут положить конец уголовному преследованию бывшего сотрудника ГРУ, как это ранее произошло в деле домохозяйки Светланы Давыдовой, также обвиненной в госизмене.
Геннадий Кравцов был задержан и оказался в СИЗО 27 мая 2014 года. Ему инкриминируется ст. 275 УК РФ (государственная измена). По мнению следователей ФСБ, бывший сотрудник ГРУ Генштаба инженер Кравцов нарушил закон, отправив подробное резюме в одну из шведских коммерческих компаний. “Человек решил поменять работу, написал резюме, в котором указал стандартный набор навыков и т. д.,— рассказал “Ъ” адвокат обвиняемого Иван Павлов.— Следователи посчитали, что он разгласил гостайну”.
Геннадий Кравцов окончил Военно-космическую академию имени Можайского в Санкт-Петербурге, после чего в течение 15 лет работал радиоинженером в структурах ГРУ, имея допуск к секретным сведениям. Однако родственники обвиняемого утверждают, что срок действия подписки о неразглашении гостайны, которую давал инженер, истек в 2011 году. В том же году он уволился с государственной службы, забрав с прежней работы загранпаспорт, и устроился инженером в одну из петербургских IT-компаний. В 2014 году господин Кравцов занялся поиском нового места работы: он откликнулся на объявление о вакансии в Швеции, размещенное в интернете. Вместо потенциальных работодателей инженеру в итоге пришлось встретиться с сотрудниками ФСБ, он был арестован.
Материалам дела присвоен гриф “секретно”, поэтому неясно, какие сведения разгласил в своем резюме обвиняемый. При этом на сайтах вакансий, к примеру Job.ru, введя запрос “Главное разведывательное управление”, можно легко найти десятки резюме бывших сотрудников службы с указанием номеров и мест дислокации подразделений.
Адвокаты Иван Павлов и Евгений Смирнов подключились к защите Геннадия Кравцова на прошлой неделе. Как заявил “Ъ” господин Павлов, до последнего времени интересы обвиняемого представлял государственный адвокат. “В СИЗО “Лефортово” к подзащитному нас пустили достаточно неохотно, а встреча была короткой”,— рассказал адвокат. Он добавил, что у защитников взяли подписку о неразглашении материалов дела, которую те, впрочем, намерены обжаловать.
Дело Геннадия Кравцова попало в поле зрения адвокатов и правозащитников на волне общественного резонанса, поднятого сообщениями о задержании домохозяйки из Вязьмы Светланы Давыдовой, которую также обвинили в госизмене. Как не раз сообщал “Ъ”, госпожу Давыдову арестовали в январе 2015 года. По данным следствия, домохозяйка в апреле 2014 года слышала, как служащий военной части, расположенной возле ее дома, обсуждает возможную служебную командировку. Госпожа Давыдова посчитала, что речь идет о переброске войск в Донбасс, поэтому решила сообщить об этом в посольство Украины.
Уголовное преследование госпожи Давыдовой осудили члены президентского Совета по правам человека, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, правозащитники собрали десятки тысяч подписей в поддержку обвиняемой. В итоге следствие назначило экспертизу на наличие секретных сведений в информации, которую обвиняемая передала в украинское посольство. Эксперты ничего противоправного в ней не нашли: дело жительницы Вязьмы было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Как отмечал ее адвокат Сергей Бадамшин, на фоне реакции общества это был единственный способ для следствия “выйти из ситуации с минимальными репутационными потерями”.
Как заявил “Ъ” адвокат господина Кравцова Иван Павлов, такая же экспертиза на минувшей неделе была назначена и по делу его подзащитного. Защита, пояснил он, возлагает на ее итоги большие надежды, полагая, что это может полностью изменить ход следствия. “Не исключаю, что ФСБ и в этот раз может избрать такой способ прекращения уголовного дела”,— сказал защитник.