«Деньги не выходят на поле, «Борнмут» — лишнее тому подтверждение»

Российский владелец английского клуба Алексей Панферов — о том, как за 3 года вывести команду из третьего дивизиона в английскую премьер-лигу

1060094b81cf3a8d0e87e1f89a8b1783

Три года назад российские предприниматели Максим Демин и Алексей Панферов стали совладельцами английского клуба «Борнмут». На момент покупки клуб из небольшого города на берегу Ла-Манша выступал в Первой футбольной лиге Англии — третьем по рангу дивизионе страны, выше которого он прежде никогда не поднимался.

За три года российские владельцы ФК «Борнмут» сделали практически невозможное — подняли команду из третьего дивизиона в английскую премьер-лигу (АПЛ). В эксклюзивном интервью «Известиям» совладелец команды Алексей Панферов рассказал о ключевых факторах успеха, причинах, по которым эффективные менеджеры не нужны в российском футболе, коррупции в итальянском футболе и философии «Борнмута».

— Признаюсь, что секрет нашего успеха — это главный тренер команды Эдди Хау. Это самый талантливый тренер Англии. Хау — воспитанник нашего клуба, который в начале своей профессиональной карьеры получил травму и довольно рано перешел на тренерскую работу. В Англии никто не удивится, если он станет следующим тренером национальной сборной. Наши болельщики ассоциируют команду именно с Хау. Также отмечу сплоченную работу нашего коллектива. Когда менеджмент, руководство, собственники очень четко выстраивают вертикаль управления клубом. В России такие долгосрочные отношения строятся только в ЦСКА и «Краснодаре». В этих клубах спокойно относятся к текущим неудачам и без лишних эмоций доверяют своему коллективу, тренерскому штабу, — рассказал «Известиям» Алексей Панферов.

— После выхода из третьего дивизиона в Чемпионшип вы сильно поменяли состав команды?

— Этот состав на 80% играл в третьей лиге. Те же люди сейчас подняли команду в АПЛ. Мы не меняли весь состав под Чемпионшип, дорогие игроки не добывали для нас путевку в АПЛ. Чтобы вы понимали: у нас больше чем полкоманды в сумме получают меньше нападающего «Рединга» Павла Погребняка. Хотя команда Погребняка чуть не вылетела из турнира, а мы получили повышение в классе. У нас ровная зарплатная ведомость. Но самое главное — объединение вокруг клуба, хорошая аура, хорошие эмоции и выстраивание долгосрочной политики. 

— Каким бюджетом должна обладать команда, чтобы бороться за выход в АПЛ?

— Дело не в бюджете. Бюджет многих других команд, которые не борются за выход в АПЛ, гораздо выше, чем у нас. Я говорю о таких клубах, как «Норвич», «Ноттингем Форест», «Мидлсбро». В отличие от них мы не можем позволить себе большие расходы. Самое главное — это экономика. Если ее нет, то нет долгосрочной политики клуба. Своим результатом мы доказываем, что не деньги выходят на поле, а работает правильно выстроенная вертикаль в клубе. 

— Работа с «Борнмутом» — ваш первый футбольный опыт?

— Как менеджер я не занимался футболом. Я с трех лет болею за ЦСКА, плотно слежу за футболом. Я футбольный наблюдатель, аналитик. В «Борнмуте» я отвечаю за финансы, маркетинг и, как ни странно, за медицину. На моих плечах планирование, привлечение инвесторов и координация нашего медицинского персонала. 

— Как вы приобрели «Борнмут»?

— Стечение обстоятельств. Мой партнер имел ряд бизнес-проектов в этом городе, связанных с девелопментом. В совместном бизнесе он познакомился с Эдди Митчеллом, который в тот момент владел клубом. Он предложил нам помимо совместной работы по девелопменту попробовать свои силы и в футболе. «Борнмут» тогда играл в Первой лиге и не претендовал на выход в Чемпионшип. Так что это не был системный поиск. Так сложились обстоятельства. Была интересная возможность, за которую удалось зацепиться. Год назад мы полностью выкупили клуб у английского партнера. 

2777f368e58d8670584ff7e0d944d514

— Как вы получили разрешение на работу в Англии?

— Я месяц проходил проверку в Футбольной ассоциации Англии (FA), чтобы стать членом совета директоров «Борнмута». Это определенная процедура, связанная с репутацией. Они контролируют все репутационные риски. 

— Сколько людей трудятся в офисе «Борнмута»?

— Офис ключевых людей — порядка 10 человек. Еще у нас есть несколько водителей и секретарей.  

— Клуб будет вести активную селекцию перед дебютом в АПЛ?

— В основном мы продолжим доверять нашим ребятам, которые прошли с нами через несколько лиг. Это достаточно молодая команда, средний возраст которой около 27 лет. Мы ограничимся точечной селекцией.

— Обратите внимание на российский трансферный рынок?

— Зачем? Он же безумно дорогой. Мы ни одного игрока сборной России не можем себе позволить. 

— За первый сезон в АПЛ ваш клуб заработает £120 млн от телевизионного контракта и увеличения спонсорских доходов. Такие деньги не изменят философию «Борнмута»?

— У клуба не будет меняться философия. Никто деньгами разбрасываться не собирается.

— В России практически все футбольные клубы являются убыточными. «Борнмут» — самоокупаемый клуб?  

— Конечно. Задача ставилась с самого начала — клуб обязан быть доходным. Поэтому зарплатная ведомость никогда не раздувалась. Всегда надо жить по средствам, иначе проект не может быть долгосрочным. Вы можете посмотреть на «Портсмут», который упал на четыре дивизиона. «Блэкпул», который из-за финансовых проблем вылетает в Первую лигу. Если это долгосрочный проект, то надо жить по средствам. 

— Вопрос на поверхности: почему такой эффективный менеджер трудится в Англии и не востребован в российском футболе? 

— В России совсем другое отношение к футболу. Вы же знаете, какие раздутые бюджеты в «Спартаке», «Зените», «Динамо», «Локомотиве»… Когда на поле в защите играет Борис Ротенберг, а к тренеру приходит Игорь Денисов и спрашивает, почему на поле выходит Ротенберг, а не лучшие, то он становится изгоем. На мой взгляд, это ненормально. Бегать между собственниками и удовлетворять их желания — это не мой стиль. Я даже не представляю, что полезного я мог бы сделать для «Динамо». Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Говорят — пусть этот играет в воротах, а этот — в нападении. Кому нужны менеджеры, которые занимаются рыночным клубом? Только «Краснодару» и ЦСКА. Но там уже работают сильные специалисты.

— Почему российские бизнесмены вкладывают свои средства именно в английские клубы?

— Есть только две страны, где футбол является системным, долгосрочным механизмом с глубиной в много-много лиг, — это Англия и Германия. Во всех остальных лигах существуют большие проблемы. У «Борнмута» отличные отношения с «Реалом». «Королевский» клуб приезжал к нам вместе с Криштиану Роналду на матч открытия сезона. Я обожаю этот клуб и город. Мой сын фанат «Реала». Но в Испании есть только две команды, которые борются за титул, а все остальные пытаются как-то играть в футбол. Посмотрите, как там делятся деньги от телеправ, рекламы. Как там делать бизнес? Единственная модель: ваш игрок проводит достойный сезон — и вы побыстрее продаете его в «Реал» или «Барселону». Какая там глубина лиг, какая равная игра? Только в Англии и Германии каждая команда может обыграть каждую. В Англии никакие новые букмекерские конторы не могут раскрутиться. Тут просто бесполезно делать ставки. Приведу пример из предпоследнего тура Чемпионшипа-2014/15: «Ротерхэм» дома играет вничью с «Норвичем». У гостей состав в десять раз сильнее, но хозяева поля дают бой и играют — 1:1. «Фулхэму» ничего не надо в предпоследнем туре, но футболисты собираются и обыгрывают претендента на выход в АПЛ «Мидлсбро» — 4:3. Причем забивают решающий гол в добавленное время. В Англии играют за имя клуба, выходят на каждый матч как на финал. 

— Что скажете про итальянскую серию А?

— Я провожу много времени в Италии. У меня даже есть итальянское гражданство. Однако я никогда не хожу там на футбол. Серия А — это сплошная коррупция. Итальянский футбол ужасен. Скандалы, «черные схемы», взятки. Причем в мегамасштабах. Хорошо там, где нас нет. На фоне Италии российская лига еще не самая плохая.  

— Вы общаетесь с владельцем «Челси» Романом Абрамовичем?

— Нет, не общаемся. Каждый сам по себе. Мы работаем с консультантами в футбольных финансах, маркетинге, медицине. Всё сугубо профессионально. Тут нет скрытого знания.  У «Челси» свои дела, у нас — свои. Я думаю, что никто не воспринимал нас всерьез. Кому было интересно с нами общаться? Скорее нам должно было быть интересно, но мы ни к кому не лезли. 

—  Как вы считаете, у вас есть шансы удержаться в премьер-лиге?

— Поверьте мне, удержаться в премьер-лиге гораздо легче, чем попасть туда. И мы достаточно уверены в своих силах, чтобы это сделать. Борнмут ждал этого 116 лет, и мы не намерены разочаровывать наших болельщиков.

a8ecf4afb935c8e77a8d835cb7cdf274

Тимур Ганеев  

Фото:

По информации: Известия

Ранее

Умер первый солист «А-Студио» Батырхан Шукенов

Далее

Толстых получил вотум недоверия

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru