Амнистия капиталов обрела итоговый вид
Госдума одобрила вчера в решающем втором чтении правительственный законопроект об амнистии капиталов. На этой стадии он был дополнен конкретным перечнем “прощаемых” декларантам статей Уголовного кодекса. Кроме того, в тексте закона появилась дата начала декларационной кампании — 1 июля этого года и норма о том, что амнистия капиталов затронет налоговые, валютные и таможенные нарушения, совершенные до 1 января 2015 года, а не 2014-го, как было обещано ранее.
Законопроект “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках” был принят в первом чтении всего неделю назад. Он установил механизм будущей кампании “прощения”. Напомним, все желающие до конца года смогут подать налоговикам специальную декларацию. В нее можно будет включить информацию об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), сведения о контролируемых иностранных компаниях, о счетах в зарубежных банках и счетах, по которым декларант признается бенефициаром. Раскрыть можно и имущество, оформленное на номинального владельца. Налоги с задекларированных активов взиматься не будут, участникам процесса обещан режим налоговой тайны и освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Ко второму чтению законопроект стал более конкретным и комфортным для потенциальных участников амнистии. Уточнен период подачи спецдеклараций: 1 июля — 31 декабря 2015 года. Для большей ясности в закон внесен перечень из шести статей Уголовного кодекса, нарушения по которым подпадают под амнистию. Это ст. 193 УК — отказ от репатриации валютной выручки, ч. 1, ч. 2 ст. 194 — уклонение от уплаты таможенных платежей, ст. 198 и ст. 199 — уклонение от уплаты налогов с физлица и организации соответственно, ст. 199.1 — неисполнение обязанности налогового агента, ст. 199.2 — сокрытие денег или имущества организаций, за счет которых должны уплачиваться налоги. Двух ранее обещанных бизнесу статей, посвященных “однодневкам”, в итоговом тексте поправок не оказалось. Речь идет о незаконном образовании и реорганизации юридического лица: ст. 173.1 и ч. 1 ст. 173.2 — незаконное использование документов для этих целей. Не будет в законе и часто применяемой к предпринимателям ст. 159 УК о мошенничестве.
Во втором чтении на год сдвинут срок охвата амнистии — под нее подпадут нарушения (связанные с обретением задекларированных активов и счетов), совершенные до 1 января 2015 года (а не 2014-го, как ранее). Чтобы “не подставлять” наемных менеджеров, причастных к появлению имущества у декларанта, в последний момент в закон вписана норма о том, что гарантии непреследования распространяются и на лиц, выполнявших в организации “организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции”. Отдельные гарантии появились для декларантов–владельцев зарубежных счетов. Власти готовы признать, что поступавшие на них до 1 января 2015 года деньги зачислялись без нарушения валютного законодательства. Обязательное при открытии таких счетов уведомление налоговые органы РФ примут от граждан задним числом — без последствий для заявителей.
Спастись от уже начатого уголовного преследования по амнистируемым статьям УК не удастся — закон не предусматривает автоматического освобождения от ответственности, если на дату подачи декларации дело уже было заведено. Однако в Уголовно-процессуальный кодекс вносится норма о том, что следователь с согласия руководства следственного органа такое дело все же может прекратить. Если такого согласия не будет, постановление о мотивированном отказе от прекращения уголовного дела должно направляться генпрокурору РФ и уполномоченному по защите прав предпринимателей.
“Предложенный механизм уникальный. Такого опыта не было нигде в мире”,— охарактеризовал получившуюся конструкцию амнистии глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, сообщивший о выполнении поставленной президентом задачи — создание условий для того, “чтобы офшорную страницу нашей истории можно было бы перевернуть”.