Победу в Великой Отечественной первыми ковали бойцы и командиры, совершавшие подвиги в самом начале войны.
В 4 часа 25 минут 22 июня 1941 года в небе над селом Загорцы Ровенской области старший лейтенант Иван Иванович Иванов совершил воздушный таран. 2 августа отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Однако спустя семь с лишним десятилетий этот непреложный исторический факт с пеной у рта отрицают на западе Украины оголтелые националисты, всячески стремясь очернить Иванова и его боевых товарищей.
Уроженец Подмосковья, Иван Иванов с детства мечтал о покорении неба. Окончив Одесскую школу военных летчиков, он участвовал в советско-финской войне. Как один из лучших пилотов, удостоился чести пролететь над Красной площадью на первомайском параде 1940 года.
В сохранившемся в архиве летном формуляре зафиксировано, что 22 июня 1941 года в 4 часа 10 минут звено истребителей «И-16», возглавляемое 32-летним офицером Ивановым, было поднято по тревоге с Млиновского аэродрома на Ровенщине, где тогда дислоцировался 46-й авиационный полк. Встретив шестерку немецких бомбардировщиков «Хейнкель-111», Иванов пулеметными очередями сбил одного из них. Его подчиненные рассеяли остальные бомбовозы и после ожесточенных перестрелок заставили их убраться восвояси.
Горючее в баках заканчивалось. Поэтому Иванов приказал ведомым идти на посадку, а сам устремился за вынырнувшим из-за облаков вражеским самолетом, нацелившимся сбросить смертельный груз на город Дубно. Израсходовав все патроны, он пошел на таран, ударив по «Хейнкелю» винтом сверху, после чего тот рухнул на землю.
Но и наш летчик не успел покинуть искореженную машину, которая упала на поле. Сослуживцы вытащили окровавленного и находившегося без сознания Иванова из кабины и отвезли в госпиталь, однако он там вскоре скончался…
Драматическую развязку этого воздушного боя видели не только наши пилоты, авиатехники, но и жители окрестных сел. Героя похоронили на местном кладбище.
Позже «всесоюзный староста» М.И. Калинин направил жене летчика письмо, в котором, в частности, говорилось: «Уважаемая Вера Владимировна! За подвиг, совершенный вашим мужем в борьбе с немецким фашизмом, Президиум Верховного Совета СССР указом от 2 августа 1941 года присвоил ему высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза… Посылаю вам Грамоту Президиума для сохранения в память о муже-герое, которого никогда не забудет наш народ».
После войны в селе Загорцы был сооружен обелиск в честь подвига Иванова, а в районном центре Дубно водрузили на пьедестал фронтовой истребитель такого же типа с табличкой, напоминающей о первом в истории Великой Отечественной воздушном таране.
Увы, в годы пресловутой «незалежности» по настоянию бандеровских единомышленников в Дубно переименовали улицу Иванова. Такая же участь постигла и местную школу. «Аргумент» у националистов был один: «Москали не могут быть героями».
Зато в России память об отважном асе жива. В городе Фрязино Московской области бюст героя-земляка установлен на Аллее Славы. Его имя присвоено школе №1, а также одной из улиц Щелково.
Уже несколько раз ветераны-фронтовики обращались в администрацию и горсовет Дубно с просьбой восстановить историческую справедливость и воздать почести Иванову. Однако одурманенные бандеровской идеологией депутаты вынесли вердикт: «В 1941–1945 годах проходила советско-немецкая война, в которую были насильственно втянуты украинцы». По их разумению, подлинными героями в тот период являлись исключительно представители Украинской повстанческой армии. А сведения о подвигах бойцов и командиров Красной Армии, особенно в начале войны — это, мол, «выдумки пропагандистов большевистской системы».
В кощунственной кампании бессовестных перелицовщиков истории активную и провокационную роль играют здешние средства массовой информации. Так, самая тиражная в западном регионе газета «Экспресс», выходящая во Львове, опубликовала пасквиль под безапелляционным названием «Не верьте мифу — тарана не было». В ее основе — разглагольствования некого Анатолия Трофимовича Сацюка, представившегося «очевидцем и исследователем давних событий».
В 10-летнем возрасте этот «ветеран национально-освободи-тельной борьбы» будто бы внимательно следил за всеми перипетиями воздушного боя. Видел, как два немецких самолета догнали и сбили краснозвездный истребитель трассирующими пулями. Более того — оказывается, Сацюк пробежал тогда по полям шесть километров, чтобы посмотреть на обломки самолета и «радостно убедиться в гибели советского летчика». Для подтверждения своего рассказа он ссылается на воспоминания… давно умерших соседей, которые тоже видели «бесславную смерть Иванова».
В заключение Сацюк кощунственно обобщил: «Мифом о первом воздушном таране была начата лживая серия ему подобных — об Александре Матросове, подпольщиках Краснодона и многих других». Вот какими злобными измышлениями изо дня в день оболванивают земляков нынешние последователи гитлеровского выкормыша и холуя, человеконенавистника Степана Бандеры.
Юрий КИРИЛЛОВ
полковник в отставке
собкор «НВ»
РОВНО