Авторы общественной инициативы просят оградить их от бюрократии и политики
Основатели движения “Бессмертный полк”, которые 9 Мая этого года провели многомиллионную акцию памяти, вчера обратились с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой оградить общественную инициативу от встраивания в вертикаль власти. Представители “Бессмертного полка” опасаются, что после заявленной поддержки народной инициативы со стороны “Общероссийского народного фронта” и Общественной палаты движение памяти превратится в “бюрократическую структуру, для которой будут важны проценты и показатели, а не люди”.
“Бессмертный полк” был создан в 2011 году, но общенациональную известность получил после акции в день 70-летия Победы. 12 млн человек в 120 городах России прошли по улицам с портретами своих родных, участвовавших в войне. В шествии принял участие Владимир Путин. Согласно опросу ВЦИОМа (результаты опубликованы 22 мая), 93% граждан России слышали об акции “Бессмертный полк” (13% опрошенных приняли в ней личное участие). Кроме шествий 9 Мая координаторы организации поддерживают сайт, где каждый может написать или, наоборот, отыскать историю своих родных и близких, участвовавших в ВОВ.
В конце марта 2015 года о поддержке “Бессмертного полка” заявили “Общероссийский народный фронт” (ОНФ) и Общественная палата РФ (ОП РФ). С этого момента, как следует из опубликованного на сайте “Бессмертного полка” письма Владимиру Путину, они стали получать предложения работать координаторами, но уже “на окладе, с записью в трудовой книжке, под опекой данных структур”. “Сейчас идет подготовка к съезду координаторов и волонтеров “Бессмертного полка” в Вязьме и Смоленске, который должен пройти то ли 31 мая, то ли с 1 по 2 июня. На наших координаторов выходят люди из ОП и ОНФ и говорят, что требуется участие волонтеров до 27 лет, при этом не являющихся членами каких-либо партий или движений,— рассказал “Ъ” координатор “Бессмертного полка” Сергей Лапенков.— Эти требования противоречат самой идее нашей инициативы, которая рассчитана на всех, кто хочет помогать в деле увековечения памяти участников ВОВ, нам все равно, члены это, к примеру, “Единой России” или нет”. По словам господина Лапенкова, из “низовой, народной инициативы” хотят сделать подотчетную организацию, а предстоящий съезд как раз призван подготовить для нее площадку: “Наши координаторы не хотят участвовать в политике, но перед ними выбор: они опасаются, что, если они не поедут на эти съезды, потом у них могут возникнуть проблемы с проведением акций на 9 Мая”. Координатор считает, что ОНФ и ОП выступают в качестве инструментов, с помощью которых можно наладить контроль за “Бессмертным полком”: “Видимо, было решено, что неуправляемое напрямую патриотическое движение неприемлемо”.
Авторы письма просят Владимира Путина отказаться от “замены назначенными функционерами-“полководцами” действующих координаторов” и сохранить “существующую не первый год модель организации”, построенную на взаимодействии с местными властями напрямую, без посредников в виде партийных и любых других структур.
В конце апреля лидер движения “Бессмертный полк — Москва” Николай Земцов вошел в рейтинг-2016 фонда ИСЭПИ Дмитрия Бадовского, фиксирующий появление новых лидеров общественного мнения перед выборами в Госдуму. Хотя “Бессмертный полк” — неполитический проект, господин Земцов был обозначен таким образом как политик. Политолог Константин Калачев отмечает, что ситуация вокруг “Бессмертного полка” напрямую связана с предстоящими выборами. “ОНФ нужно наращивать авторитет: в 2016 году он станет наряду с “Единой Россией” главным выборным инструментом. Записать “Бессмертный полк” себе в актив в 2016 году очень соблазнительно”,— говорит эксперт. Для этого, отмечает господин Калачев, “надо приручить первоначальных организаторов”, используя “зарплату как средство”. Эксперт считает, что обращение “Бессмертного полка” к президенту может быть услышано, поскольку “прикладные задачи 2016 года интересуют Путина меньше, чем народная любовь и поддержка”.
Сопредседатель центрального штаба ОНФ, председатель ОП РФ Александр Бречалов заявил “Ъ”, что “никаких предложений перейти “на оклады” быть не могло, это не что иное, как спекуляция”. “Пытаться загнать народное движение в какие-то рамки ни у кого и в мыслях не было”,— сказал он. Господин Бречалов признал, что “в каком-то регионе могло возникнуть желание эту тему монетизировать”, использовать “в своих личных целях” накануне выборов в Госдуму, но эти предложения “не могли” исходить от ОП или ОНФ.