Как и почему Блаттер подружился с Путиным
Содержание правительственных гарантий, которые предоставила Россия ради получения чемпионата мира, хорошо показывает, как работает ФИФА
Четвертый срок Зеппа Блаттера на посту президента ФИФА вышел не очень продолжительным. За два дня до его переизбрания, 27 мая, несколько высокопоставленных сотрудников федерации были арестованы в Швейцарии, где находится штаб-квартира ФИФА, и высланы в США. Их обвиняют в коррупции, взятках и отмывании денег, всего в деле пока фигурируют 14 человек, но американское правосудие обещает на этом не останавливаться. Блаттер сначала поддержал расследование (два таких скандала он уже пережил, причем почти безболезненно), переизбрался, правда, не с первой попытки, несколько раз заявил, что уходить сам не собирается, но 2 июня все-таки написал по собственному. Он будет руководить ФИФА до внеочередных выборов нового президента и уже попросил коллег не затягивать с их проведением.
Из-за чего именно погорел Блаттер — из-за Крыма, геополитики, собственно воровства или беспредела, который творится на стройках ЧМ-2022 в Катаре, — будут спорить до бесконечности. Но сразу кивать на большие политические резоны здесь все-таки не очень уместно. Отставка Блаттера лишь во вторую очередь бьет по России — врагу США, которые и раскрутили дело приближенных бывшего президента. В первую очередь его отставка бьет по Катару — союзнику и другу США, из-за которого США ввязались в конфликт с президентом Сирии Башаром Асадом.
Дело тут, кажется, все-таки не в политике, а в самом Блаттере.
Блаттер слишком долго паразитировал на футбольной мечте, давая своим подчиненным возможность доить эту мечту в таких масштабах, что обычному человеку и не снились. Блаттер, как и все спортивные функционеры, говорил про простых ребят из какой-нибудь мировой дыры, которые имеют право сделать свою жизнь лучше благодаря футболу. Он говорил про спорт, который может менять мир к лучшему. И он нес этот спорт прямо в ту самую дыру, где его уже заждались маленькие Пеле, Месси и Рональдо. Попутно превратив саму идею — чемпионат не где-то там в Европе или США, а здесь, в третьем мире, в Африке, Южной Америке или России, — в выгодную схему для зарабатывания огромных денег.
Из пяти чемпионатов, место проведения которых ФИФА выбрала при Блаттере, только один — ЧМ-2006 — прошел в Старой Европе. Еще два cостоялись в ЮАР и Бразилии. ЧМ-2018 достался России, следующий — Катару. Третий мир — это плохие парни, давным-давно понял Блаттер.
А плохие парни — это большой профит, свобода рук и красивый праздник, ради которого эти самые парни разобьются в лепешку.
Чтобы понять, почему Блаттер предпочел Катар и ЮАР Италии, Англии или Мексике и превратил чемпионат в странах третьего мира в выгодный бизнес, нужно сделать небольшое отступление. ФИФА, президентом которой он трудился с 1997 года, вовсе не Ватикан, не государство в государстве, которое живет по своим собственным законам. Это общественная организация, созданная по швейцарскому праву, которое одним из первых в мире признало саму возможность учреждения на территории страны особых — международных — некоммерческих организаций. У ФИФА, как и у большинства других «гостей» Швейцарии от ООН до ЦЕРНа, есть привилегии внутри страны, защищающие их статус, и определенные налоговые льготы, хотя и не очень существенные. ООН и ЦЕРН не платят вообще никаких налогов, а ФИФА их платит, в том числе и НДС, в 2011 году заплатила, например, около $5 млн в бюджет конфедерации.
Но особенность ФИФА заключается в том, что самая главная часть ее работы проходит на выезде — не в Швейцарии, а в стране, которая принимает ее чемпионат. И вот тут и начинается самое интересное. По идее, в Мексике ФИФА должна работать по мексиканским законам, в Англии — по британскому праву, в России — по российскому. Но как международная организация ФИФА имеет право договориться с правительством страны, желающей стать хозяйкой ЧМ, о том, что какая-то часть законов в отношении ФИФА и ее сотрудников во время подготовки и проведения чемпионата действовать не будет. Да и сами законы страны, безотносительно ФИФА, могут быть изменены, например, для строительства стадионов или укрепления безопасности.
Тут и появился Зепп Блаттер. А вместе с ним огромный рынок, на котором ФИФА выступала в качестве невесты, а страны, любящие футбол, — в качестве женихов, наперебой предлагающих невесте особенно выгодные условия брачного контракта. В этой гонке льгот и послаблений развитые страны были обречены на поражение.
Что могут предложить ФИФА Европа или США? Да почти ничего.
Банковское, финансовое, налоговое регулирование там очень жесткое, правила установлены давно и надолго. Правительства там, конечно, тоже любят футбол, но не будут ради права провести у себя мундиаль выпрыгивать из штанов. На другом полюсе — третий мир и плохие парни. У них нет никаких особых правил, законы они и так переписывают при любом удобном случае, а футбол любят, потому что футбол любят их избиратели. Чтобы устроить им праздник, плохие парни готовы предложить ФИФА то, что нормальным зрелым государствам и в голову не придет.
Так и поступила Россия, которая жаждала заполучить ЧМ-2018. Говоря точнее, так поступил Владимир Путин в 2010 году, когда работал премьером. Путин тогда входил в квазиизбирательную кампанию — конкурировал с президентом Медведевым за право пойти на выборы в 2012 году. Россия — щедрая душа, особенно щедрая, если это нужно ее руководителю по политическим соображениям. Путин предложил Блаттеру то, чего ему не предлагал вообще никто. И даже оформил эти предложения в виде правительственных гарантий, которые сам и подписал. Они стали частью заявочной книги России на выборах хозяйки ЧМ-2018.
Чтобы понять, насколько ФИФА алчная структура, достаточно внимательно изучить эти гарантии, подписанные Путиным. Гарантия №5 «Банковские операции и сделки с иностранной валютой» давала сотрудникам ФИФА право ввозить и вывозить из страны любые суммы в валюте и конвертировать и обменивать их внутри страны без каких-либо ограничений вообще и без таможенных деклараций. Гарантия «Защита и реализация коммерческих прав» предоставляла ФИФА возможность в нарушение российских законов рекламировать алкоголь на всех своих мероприятиях и во время телетрансляций матчей. Гарантия №3 «Освобождение от уплаты налогов» дала ФИФА, всем ее сотрудникам, сотрудникам компаний и организаций, участвующих в подготовке чемпионата, полное освобождение от всех российских налогов и сборов, в том числе и от таможенных и акцизных платежей даже на ввозимый в Россию автотранспорт.
Зачем ФИФА право ввозить и вывозить из страны кеш чемоданами?
Почему автотранспорт ФИФА можно ввезти в Россию вообще без таможенных сборов и, например, продать здесь по выгодной цене? Зачем освобождать от всех налогов не только ФИФА, но и ее «дочки», национальные ассоциации ФИФА, поставщиков услуг ФИФА и всех физических лиц, принимающих участие в организации и ЧМ, на которых ФИФА покажет пальцем? Понятно зачем. Чиновники ФИФА готовились делать в России большой бизнес: строить без налогов, выгодно реализовывать все что угодно от безакцизного алкоголя до беспошлинных автомобилей.
К слову, чтобы наверняка задобрить ФИФА, Путин в апреле 2010 года, подписывая эти гарантии, кажется, немножко превысил полномочия. Гарантия №4 «Охрана и безопасность» обязывала президента России, которым Путин тогда не являлся, сделать все для обеспечения безопасности самого чемпионата и процесса подготовки к нему. В том числе обязывала его в случае необходимости устанавливать запретные зоны в местах проведения матчей и рядом с ними, ограничивать права граждан и так далее. Гарантия эта по сути и смыслу относится не к полномочиям премьера, а к полномочиям президента страны, давать обещания за него Путин-премьер, строго говоря, права не имел. Но пренебрег формальной стороной дела ради общей пользы.
Весь этот праздник с чемоданами денег, окном на границе (пароль «ФИФА» — отзыв «Россия, вперед!»), налоговым раем и российскими силовиками, стоящими на защите прав чиновников ФИФА делать все что угодно и не нести за это ответственность (гарантия №8 «Правовые аспекты и возмещение ущерба» перекладывала вообще все риски и всю ответственность в связи с чемпионатом на плечи России), собственно, и был смыслом работы Блаттера и его окружения. Чтобы эта вечеринка состоялась, чиновники ФИФА были готовы на самую грязную работу. В том числе готовы были помочь стране, которая так щедра к родной федерации, заполучить нужные голоса на Конгрессе ФИФА, который и выбирает хозяйку чемпионата. Но нужно помнить, что эта коррупция — подкуп делегаций из Океании или Африки — всего лишь пролог, необходимое условие другой коррупции. Той самой, с чемоданами денег и полным правовым иммунитетом, аналогичным дипломатическому, который чиновники ФИФА получали в стране проведения ЧМ.
Щедрее всех к Блаттеру и его соратникам были Россия и ЮАР. Чуть менее щедрой оказалась Бразилия. Катар оставил за собой право выбирать подрядчиков и архитекторов стадионов (в России чиновники за закрытыми дверями обещали ФИФА консультироваться с федерацией по этим вопросам), но зато дал ФИФА такие финансовые права, которые она не получила даже в России. В итоге все были очень довольны. Кроме футболистов, которым в 2022 году предстояло сыграть на 40-градусной жаре в Дохе, и болельщиков, которым в 2018 году пришлось бы ощутить на себе все прелести российской транспортной и гостиничной инфраструктуры.
А еще недовольны были развитые страны — Англия, Германия, Франция, США. Родина футбола, которая последний раз принимала у себя ЧМ в 1966 году, не могла предложить Блаттеру то, что предлагали ЮАР и Россия. И поэтому раз за разом оставалась без чемпионата. Как и другие великие футбольные державы, Испания, например, или Италия. Отличная инфраструктура. Хороший транспорт. Безопасность.
Но никаких льгот для ФИФА. Нет льгот? Нет чемпионата, как бы говорил им Блаттер.
Именно за это и наказан Блаттер и его друзья. Пусть и руками американского правосудия, великие футбольные державы убрали с поста президента ФИФА человека, который превратил федерацию в огромную машину по выбиванию льгот и зарабатыванию денег. И дело тут не только и столько в Путине, сколько в понятном чувстве обиды. Мы любим футбол, умеем в него играть и живем по законам. Поэтому чемпионат мира к нам не приедет. А приедет он туда, где законы можно поменять, футбол не культура (к России это не относится), а шоу, а власти готовы на все. Этот закон обогатил соратников Блаттера и сдружил его с людьми вроде Путина лучше всякой симпатии, которая, к слову, тоже присутствовала. Теперь Блаттеру придется заплатить за эксплуатацию мечты о футбольном празднике в отдаленных уголках планеты. А России, вероятно, пора готовиться к бойкоту ЧМ по футболу 2018 года, в случае если он таки пройдет не у нас, а в Англии.
Константин Гаазе
Фото: www.ntv.ru
По информации: forbes.ru